В ходе теоретического исследования нами были выделены следующее принципы, характеризующие деятельность педагога в проектном подходе:
· Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками.
· Принцип предоставления права ребенку на самостоятельное действие. Принцип стимулирования и поощрения детских талантов и возможностей.
· Принцип кооперативной работы в группе.
· Принцип учета в своей деятельности задач подросткового возраста.
· Принцип критического осмысления собственной деятельности.
· Принцип формирования качественно новой позиции педагога.
Но по результатам включенного наблюдения и фиксации основных действий, мы не можем однозначно судить о том какую внутреннюю позицию занимает педагог в ходе реализации проектного метода. Для проверки данных включенного наблюдения был проведен опрос педагогов, с целью самоанализа собственной педагогической деятельности и выяснения основных моментов, которые характеризуют новую позицию, новое отношение к ученикам, новый тип деятельности педагога, работающего в рамках проектного метода обучения.
В исследование принимало участие 15 педагогов. В опроснике мы попросили учителей, подробно объяснить, обосновать свои ответы на следующие вопросы:
Вопрос №1:
В чем заключается основной замысел, основные цели и задачи Федеральной экспериментальной площадки (ФЭПа), на базе которой осуществляется проектный метод обучения?
Позволял нам судить, насколько педагоги удерживают общий замысел всего эксперимента, как понимают основные цели и задачи проектного метода. В данном случае, конечно, существует риск формализации ответов педагогов на данный ответ, но, тем не менее, в ходе анализов ответов нами было выявлено, что
- 10 (67%) педагогов, удерживают основной замысел проекта и имеют достаточно четкие представления о настоящих целях и задачах проектного метода, об этом позволяют судить следующие ответы:
« Цели: адекватное проживание подростками возраста, сохранение учебной мотивации, реализация компетентностного подхода, формирование умения делать сознательный выбор, предпрофильная подготовка»
- 3 педагога (20%), частично ориентируются в общих контекстах эксперимента, но не до конца осознают общие цели, следовательно и не удерживают результатов проектной деятельности, соответственно мы не можем судить о том, насколько они даже на формальном (теоретическом) уровне владеют методикой проектного метода.
- 2 ответа не по существу вопроса, не позволяют судить о представлениях, о замысле проекта.
Ответы на данный вопрос мы попытались также проанализировать с точки зрения выделенных ранее «принципов работы педагога в рамках проектного метода обучения»: 8 педагогов указывают на то, что «Педагог –участник ФЭПа исходит из потребностей и запросов ребенка», «Во время деятельности связанной с ФЭПом учитель и ученик один мир», «педагог организует партнерские отношения с детьми в ФЭПе» и т.п., следовательно мы можем по сказать, что, по крайней мере, около 53% педагогов ориентируются на «Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками», «Принцип стимулирования и поощрения детских талантов и возможностей».
Вопрос №2
«Чем деятельность и цели просто педагога-предметника отличаются от деятельности и целей педагога участника ФЭПа», а также сравнительные суждения по, приведенным в таблице 3.3., отличительным параметрам деятельности в ходе работы с использованием проектного метода и на традиционном уроке, позволяют нам судить о том,
- насколько присутствует понимание педагогами различий в содержании деятельности в рамках проектного метода обучения, от деятельности педагога на традиционном уроке, понимание педагогами необходимости появления в структуре взаимоотношений «учитель-ученик» качественно новой позиции педагога, заключающуюся в отказе от авторитарного руководства к равноправному взаимодействию;
-насколько деятельность педагогов в ходе работы соответствует таким принципам как:
«
Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками» (высказывания относительно 4, 5,7,8 пункта);
«Принцип предоставления права ребенку на самостоятельное действие» (высказывания относительно 4, 5,7,8 пункта);
«Принцип стимулирования и поощрения детских талантов и возможностей»
Материалы по педагогике:
Контингент детей в школе V вида
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся ...
Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими
отклонения в эмоциональном развитии
Коррекционная работа с детьми имеет свою специфику, так как проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет, к тому же развивающийся организм, личность ребенка имеют массу компенсаторных, адаптивных возможностей, что позволяет более гибко п ...
Коррекция заикания в форме эксперимента с применением
дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
В обучающем эксперименте приняло участие 4 ребенка 6-летнего возраста, страдающих невротической формой заикания. Из них: 2 детей (контрольная группа) занимались по традиционным методикам преодоления заикания; 2 детей (экспериментальная группа) занимались одновременно и по традиционному коррекционно ...