Методы и формы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста

Материалы о педагогике » Семейное воспитание учащихся старшей категории общеобразовательной школы » Методы и формы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста

Страница 2

Современная педагогика в связи с этим выработала практические рекомендации. Часть из них сформулированы в работах А.И. Кочетова. В связи с рассматриваемой проблемой автор предлагает исходить из определенных параметров оценки самовоспитания детей, к основным из которых он относит:

направленность самовоспитания, т.е. мотивы ребенка в собственной работе по личностному самосовершенствованию;

содержание самовоспитания, определяющее сферу личностного самосовершенствования - умственное, физическое, эстетическое, религиозное, комплексное и др.;

устойчивость самовоспитания - случайное, эпизодичное или постоянное личностное самосовершенствование;

эффективность самовоспитания - полнота и качество влияния воспитательной работы над собой на формируемые или совершенствуемые свойства и качества личности ребенка».

«В целях оказания помощи собственным детям в решении задач самовоспитания важное значение имеет соответствующая педагогическая работа родителей. Тут многое зависит от того, насколько они компетентны в вопросах технологии самовоспитания, в какой мере знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно относятся к исполнению своих воспитательных обязанностей в семье.» В самом общем виде содержание этой работы может рассматриваться по трем основным направлениям:

формирование у детей устойчивого убеждения о необходимости и пользе самовоспитания в личностном самосовершенствовании;

оказание помощи детям в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

оказание практической помощи в разработке программы самовоспитания, педагогическая поддержка в процессе ее реализации.

Методы самовоспитания. «Специальные исследования показывают, что для большинства родителей наиболее сложной задачей, решаемой в рамках каждого из представленных направлений, является оказание помощи детям в выборе наиболее эффективных именно для них методов самовоспитания. Ее решение невозможно без уяснения их педагогической сущности». В связи с этим остановимся на их перечислении и наиболее общей педагогической характеристике.

Метод самоубеждения. Его сущность состоит в том, что ребенок, выявив самостоятельно или с помощью родителей свои личностные недостатки, формирует в своем сознании внутреннюю установку на необходимость их устранения. При этом мало ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда ребенок вслух проговаривает те действия, которые способствуют устранению недостатка.

Метод самовнушения предусматривает то, что ребенок сам воздействует на собственную психику, внушает себе, как будет вести себя или каких действий не будет делать. Эффективность самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись на уровне подсознания, оно определяет поведение ребенка.

Самообязательство. Главная сущность этого метода заключается в том, что ребенок, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной личностный недостаток, берет на себя определенное обязательство. Для более прочного закрепления в сознании его также целесообразно проговаривать вслух. В результате самообязательство будет побуждать ребенка к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующих свойств личности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Факультативные занятия по математике и методика их проведения
Факультативные занятия по математике ведутся в школе с 7 класса со следующим числом недельных часов: 7 класс – 1 час, 8 класс -1 час, 9 - 2 часа. Главной целью факультативных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математиче ...

Достоинства использования и проведения экспериментальных методик при изучении курса оригами
Безусловно, главным моим помощником в преподавании курса оригами был учебный проектор и подготовленные видео ролики, на которых были представлены пошаговые процессы изготовления изделий. Данная методика: упрощала для меня многократный показ изготовления одного и того же изделия (была возможность, в ...

Теоретическое обоснование дидактических условий применения пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения на примере MS PowerPoint
Пакеты демонстрационной графики (ПДГ) являются конструкторами графических образов деловой информации, призванными в наглядной форме представлять информацию. ПДГ широко используются при проведении коммерческих и научных презентаций, но в процессе обучения они применяются достаточно редко. Программы ...

Навигация