Методы и формы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста

Материалы о педагогике » Семейное воспитание учащихся старшей категории общеобразовательной школы » Методы и формы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста

Страница 2

Современная педагогика в связи с этим выработала практические рекомендации. Часть из них сформулированы в работах А.И. Кочетова. В связи с рассматриваемой проблемой автор предлагает исходить из определенных параметров оценки самовоспитания детей, к основным из которых он относит:

направленность самовоспитания, т.е. мотивы ребенка в собственной работе по личностному самосовершенствованию;

содержание самовоспитания, определяющее сферу личностного самосовершенствования - умственное, физическое, эстетическое, религиозное, комплексное и др.;

устойчивость самовоспитания - случайное, эпизодичное или постоянное личностное самосовершенствование;

эффективность самовоспитания - полнота и качество влияния воспитательной работы над собой на формируемые или совершенствуемые свойства и качества личности ребенка».

«В целях оказания помощи собственным детям в решении задач самовоспитания важное значение имеет соответствующая педагогическая работа родителей. Тут многое зависит от того, насколько они компетентны в вопросах технологии самовоспитания, в какой мере знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно относятся к исполнению своих воспитательных обязанностей в семье.» В самом общем виде содержание этой работы может рассматриваться по трем основным направлениям:

формирование у детей устойчивого убеждения о необходимости и пользе самовоспитания в личностном самосовершенствовании;

оказание помощи детям в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

оказание практической помощи в разработке программы самовоспитания, педагогическая поддержка в процессе ее реализации.

Методы самовоспитания. «Специальные исследования показывают, что для большинства родителей наиболее сложной задачей, решаемой в рамках каждого из представленных направлений, является оказание помощи детям в выборе наиболее эффективных именно для них методов самовоспитания. Ее решение невозможно без уяснения их педагогической сущности». В связи с этим остановимся на их перечислении и наиболее общей педагогической характеристике.

Метод самоубеждения. Его сущность состоит в том, что ребенок, выявив самостоятельно или с помощью родителей свои личностные недостатки, формирует в своем сознании внутреннюю установку на необходимость их устранения. При этом мало ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда ребенок вслух проговаривает те действия, которые способствуют устранению недостатка.

Метод самовнушения предусматривает то, что ребенок сам воздействует на собственную психику, внушает себе, как будет вести себя или каких действий не будет делать. Эффективность самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись на уровне подсознания, оно определяет поведение ребенка.

Самообязательство. Главная сущность этого метода заключается в том, что ребенок, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной личностный недостаток, берет на себя определенное обязательство. Для более прочного закрепления в сознании его также целесообразно проговаривать вслух. В результате самообязательство будет побуждать ребенка к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующих свойств личности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе
В понятие «произносительная сторона речи», или «произношение», включено фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков: навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, ...

Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной ...

Работа учащихся с дополнительной литературой при обучении математике
Общая характеристика работы учащихся с дополнительной литературой по математике. Психологические основы эффективной работы школьников с математической литературой. Обучение школьников общим приемам работы с дополнительной литературой по математике Перед школой стоят задачи повышения общего уровня р ...

Навигация