Интеграция как фактор комплексного обучения

Страница 1

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Начавшиеся социально-экономические изменения, определенные признаки кризиса педагогики, наряду с собственными закономерностями развития, ставят отечественное образование перед необходимостью перемен, направление которых стараются предугадать представители, как науки, так и практики.

Современная ситуация в образовании в большой мере активизирует поиск новых образовательных моделей. Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени, новые педагогические технологии. Одной из технологий, исследованных учеными, является введение интеграции в учебно-воспитательный процесс учебных заведений. Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.

Любая учебная дисциплина не существует изолировано, а в той или иной степени связана с другими школьными предметами. Не является исключением и такой учебный предмет как «Музыка». Сочетание музыки, поэзии, истории, изобразительного искусства в учебном процессе общеобразовательной школы открывает перед учителем безграничные возможности, способствующие тому, что урок станет увлекательным и интересным. Основной акцент в данной ситуации приходится не только и не столько на развитие образного мышления, но и музыкального восприятия у младших школьников. Это, в свою очередь, позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Специфика каждого вида искусства заключена в воздействии на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Каждый вид искусства в целом и в частности обращены к развитию человека как личности, как части социума.

Интегрировать – значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя и иногда добавляя или удаляя элементы или части. Интеграция - это создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и их приспособление в монолит особого качества. Интеграция искусств в учебный процесс способствует целостному представлению об окружающем мире у младшего школьника на основе сближения предметных значений, активизирует творческое начало.

Уровни интеграции могут быть разными: от простого объединения художественных средств на уроках чтения, музыки, ИЗО до выявления самими учениками особенностей средств отражения окружающего мира при освоении других учебных дисциплин. Сама идея интеграции искусств отнюдь не противоречит специализации, овладению мастерством в каком-то одном виде деятельности, напротив, только научив школьника познавать окружающий мир в его единстве и разнообразии, можно воспитать яркую личность, неповторимую индивидуальность, владеющую мастерством, позволяющим свободно выражать в работе свою индивидуальность.

Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует эффективному усвоению знаний, умений, навыков детей, развитию у них художественно-творческих способностей, устраняет интеллектуальные и эмоциональные перегрузки.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Сущность социальной работы как науки
Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований. Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли так ...

Классификация дидактических игр
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В разных сборниках у ...

История становления и развития кооперативного образования в России
Возникновение и развитие кооперативного образования берет свое начало из самой природы кооперативных отношений, в которых с момента их зарождения вырабатывалась привычка к совместному труду, развивалось чувство солидарности. Основные принципы, на которых строилось здание российской кооперации, изна ...

Навигация