Интеграция как фактор комплексного обучения

Страница 1

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Начавшиеся социально-экономические изменения, определенные признаки кризиса педагогики, наряду с собственными закономерностями развития, ставят отечественное образование перед необходимостью перемен, направление которых стараются предугадать представители, как науки, так и практики.

Современная ситуация в образовании в большой мере активизирует поиск новых образовательных моделей. Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени, новые педагогические технологии. Одной из технологий, исследованных учеными, является введение интеграции в учебно-воспитательный процесс учебных заведений. Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.

Любая учебная дисциплина не существует изолировано, а в той или иной степени связана с другими школьными предметами. Не является исключением и такой учебный предмет как «Музыка». Сочетание музыки, поэзии, истории, изобразительного искусства в учебном процессе общеобразовательной школы открывает перед учителем безграничные возможности, способствующие тому, что урок станет увлекательным и интересным. Основной акцент в данной ситуации приходится не только и не столько на развитие образного мышления, но и музыкального восприятия у младших школьников. Это, в свою очередь, позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Специфика каждого вида искусства заключена в воздействии на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Каждый вид искусства в целом и в частности обращены к развитию человека как личности, как части социума.

Интегрировать – значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя и иногда добавляя или удаляя элементы или части. Интеграция - это создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и их приспособление в монолит особого качества. Интеграция искусств в учебный процесс способствует целостному представлению об окружающем мире у младшего школьника на основе сближения предметных значений, активизирует творческое начало.

Уровни интеграции могут быть разными: от простого объединения художественных средств на уроках чтения, музыки, ИЗО до выявления самими учениками особенностей средств отражения окружающего мира при освоении других учебных дисциплин. Сама идея интеграции искусств отнюдь не противоречит специализации, овладению мастерством в каком-то одном виде деятельности, напротив, только научив школьника познавать окружающий мир в его единстве и разнообразии, можно воспитать яркую личность, неповторимую индивидуальность, владеющую мастерством, позволяющим свободно выражать в работе свою индивидуальность.

Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует эффективному усвоению знаний, умений, навыков детей, развитию у них художественно-творческих способностей, устраняет интеллектуальные и эмоциональные перегрузки.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Условия социальной адаптации детей к обучению
Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. В зависимости от того в каких условиях начинается учебный год первоклассника, процесс адаптации у детей всегда проходит по - разному. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления явля ...

Познавательный интерес как проблема исследования в теории обучения и воспитания
Разработка проблемы познавательного интереса в педагогической науке всегда отличалась непреходящей ценностью и продолжает оставаться одним из важнейших направлений научных поисков современной теории и практики воспитания. Интерес, будучи стартовым образованием, началом психологического стержня личн ...

Формирование предпосылок связной речи
Как известно, существуют сензитивные периоды развития речи. Так, например, Л. И. Белякова относит к ним возраст от 1 до 6 лет. Этот возрастной период является особо чувствительным к речи окружающих, а также к действию вредоносных факторов. Автором выделяются гиперсезитивные фазы развития речи: 1) о ...

Навигация