Интеграция как фактор комплексного обучения

Страница 2

Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса: конкретного занятия, деятельности исходя из задач и возможностей детей. Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что оно предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития учащихся в двух или более направлениях образовательной деятельности преподавателями и специалистами, работающими с одним классом, с одной группой детей.

В понимании современной педагогики интеграция – это процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Корни процесса интеграции лежат в далёком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей. Идея использования межпредметных связей и интеграции искусств в педагогическом процессе родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала. Великий дидактик Я.А. Коменский подчёркивал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». К идее интеграции обращаются позднее многие педагоги, развивая и обобщая её.

На рубеже XIX-XX столетий идея интегрирования приобретает ведущий характер. На смену прежнему предметоцентризму пришли комплексные темы-круги, концентрически расширяющиеся по мере взросления ребёнка: семья – школа – район – город – страна – человечество – вселенная. Соответственно расширялось и содержание образования. В отечественной педагогике начала XX века было немало интересных поисков на пути интегрированного подхода к образованию и воспитанию. В начальной школе наиболее перспективное продвижение в данном направлении было осуществлено «Кружком Московских городских учительниц» (1910-1915 г.г.) под руководством педагога-новатора Н.И. Поповой. Учителя выработали собственную оригинальную программу, в основе которой находилась идея интегрированного курса в начальной школе. Большое внимание к интеграции учебного материала, установлению межпредметных связей уделялось в материалах реформы школы, предпринятой в 1915-1916 годах под руководством министра народного просвещения графа П.И. Игнатьева. В плане этой реформы предполагалось ввести специальный курс «Родиноведение», главным содержательным элементом которого явились бы такие области знаний, как природа, человек, материальная, духовная, общественная культура человека.

Своего апофеоза интегрирование достигло в отечественной педагогике в 20-е годы XX столетия. Схемы ГУСа (Главного Учёного Совета) выделили три главных блока, которые задавали направленность содержанию образования: обществоведение, трудоведение, естествоведение. Учебные предметы при такой логике лишались своих самостоятельных задач. Они или полностью растворялись в интегративных курсах, как в начальной школе, или сохранялись в среднем звене, но должны были работать своим содержанием на изучение комплексных тем: «Город», «Фабрика», «Колхоз». История, география и литература до конца 1927 года были интегрированы в курс обществоведения. Однако в начале 30-х годов все эти новаторские (хотя и небесспорные) педагогические поиски были прерваны, и советская школа надолго вернулась к традиционной предметной системе образования.

В 70-е годы встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении. Со второй половины 80-х годов интегративные подходы в отечественном образовании вновь обретают доминирующее значение. Как правило, используются четыре основных подхода:

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

История становления и развития кооперативного образования в России
Возникновение и развитие кооперативного образования берет свое начало из самой природы кооперативных отношений, в которых с момента их зарождения вырабатывалась привычка к совместному труду, развивалось чувство солидарности. Основные принципы, на которых строилось здание российской кооперации, изна ...

Кружковые занятия по математике и методика её проведения
Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь в виду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъя ...

Изучение предыстории высшего педагогического образования в Башкирии
Реформа народного образования 1864 года, последовавшая почти сразу после отмены крепостного права в России и продекларировавшая право на образование всех граждан без различия сословий, вероисповедания и пола, естественно, не могла миновать и Уфимскую губернию. К тому времени большинство учебных зав ...

Навигация