- объединить содержание образования отдельных дисциплин в интегративные курсы;
- все дисциплины изучать только в творчески развивающей парадигме (интеграция по методу);
- перевести образовательный процесс на компьютерную основу (интеграция по технологии);
- создание новых предметов синтетического характера (Мировая художественная культура).
Таким образом, стремление к интеграции учебного материала, несомненно, является естественной и ведущей тенденцией отечественного образовательного процесса.
В настоящее время проблеме интеграции вновь уделяется большое внимание в процессе организации обучения и образования. Применительно к системе обучения «интеграция» как понятие может принимать два значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (в данном случае интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). Интеграция предметов одного цикла – одно из направлений активных поисков новых педагогических идей, решений, способствующих улучшению положения дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью наиболее эффективного воздействия на учащихся, активизации процесса развития их способностей. Интеграция как явление появилась, прежде всего, в «большой» науке, в фундаментальных и прикладных её отраслях. Она возникла на фоне своей противоположности – дифференциации наук и их отраслей, растущего объёма знаний. Интеграция является возможным путём совершенствования образования и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Задача педагогической науки – помочь учителю осуществлять интегрирование, направленное на восстановление и объединение отдельных элементов и частей различных учебных дисциплин в единое целое при однотипности целей и функций обучения.
Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях: внутрипредметный и межпредметный. Особенности содержания интеграции: интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение в интеграцию нового для школы содержательного материала. На пересечении этих подходов могут быть и разные результаты:
- рождение абсолютно новых предметов (курсов);
- рождение специальных курсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;
- рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования;
- разовые интегративные уроки разного уровня, характера.
«Одним из самых существенных результатов интеграции является единство в формировании у растущего поколения ценностей изучаемых в разных предметах, единство в конечных целях образования».
В настоящее время используются различные способы интеграции. Это, прежде всего, объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. И следует иметь в виду, что различные способы осуществления интеграции не могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть интегративного процесса в том, чтобы не отвергать один из учебных предметов и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учётом возрастных особенностей учащихся всех уровней образования. Интеграция в современной школе носит количественный характер, т.е. немного обо всём, и это значит, что дети получают всё новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний. Для этого необходима способность к синтезу разрозненных знаний и умений. Результатом же обучения выступает необходимость знать «всё о немногом», а это уже специализация на новом интеграционном уровне.
Материалы по педагогике:
Понятие и психолого-педагогическая характеристика детей
7-8 лет с задержкой психического развития
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в обучении, в адаптации и социальном окружении. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число лиц с отклонениями в развитии ...
Алгоритмизированное обучение
Вообще под понятием алгоритма понимается любое строгое предписание выделения действий или деятельности, обязательно приводящее к достижению заранее поставленной цели и запланированных результатов. Алгоритмы – строгие предписания – очень широко используются в обучении химии. Алгоритмически выполняют ...
Понятия мотивации. Методы формирования мотивации
Мотивация [англ. motivations] – активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать активные действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к прод ...