Интеграция как фактор комплексного обучения

Страница 3

- объединить содержание образования отдельных дисциплин в интегративные курсы;

- все дисциплины изучать только в творчески развивающей парадигме (интеграция по методу);

- перевести образовательный процесс на компьютерную основу (интеграция по технологии);

- создание новых предметов синтетического характера (Мировая художественная культура).

Таким образом, стремление к интеграции учебного материала, несомненно, является естественной и ведущей тенденцией отечественного образовательного процесса.

В настоящее время проблеме интеграции вновь уделяется большое внимание в процессе организации обучения и образования. Применительно к системе обучения «интеграция» как понятие может принимать два значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (в данном случае интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). Интеграция предметов одного цикла – одно из направлений активных поисков новых педагогических идей, решений, способствующих улучшению положения дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью наиболее эффективного воздействия на учащихся, активизации процесса развития их способностей. Интеграция как явление появилась, прежде всего, в «большой» науке, в фундаментальных и прикладных её отраслях. Она возникла на фоне своей противоположности – дифференциации наук и их отраслей, растущего объёма знаний. Интеграция является возможным путём совершенствования образования и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Задача педагогической науки – помочь учителю осуществлять интегрирование, направленное на восстановление и объединение отдельных элементов и частей различных учебных дисциплин в единое целое при однотипности целей и функций обучения.

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях: внутрипредметный и межпредметный. Особенности содержания интеграции: интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение в интеграцию нового для школы содержательного материала. На пересечении этих подходов могут быть и разные результаты:

- рождение абсолютно новых предметов (курсов);

- рождение специальных курсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;

- рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования;

- разовые интегративные уроки разного уровня, характера.

«Одним из самых существенных результатов интеграции является единство в формировании у растущего поколения ценностей изучаемых в разных предметах, единство в конечных целях образования».

В настоящее время используются различные способы интеграции. Это, прежде всего, объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. И следует иметь в виду, что различные способы осуществления интеграции не могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть интегративного процесса в том, чтобы не отвергать один из учебных предметов и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учётом возрастных особенностей учащихся всех уровней образования. Интеграция в современной школе носит количественный характер, т.е. немного обо всём, и это значит, что дети получают всё новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний. Для этого необходима способность к синтезу разрозненных знаний и умений. Результатом же обучения выступает необходимость знать «всё о немногом», а это уже специализация на новом интеграционном уровне.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Диагностика физической подготовленности к игре в футбол
В начале исследования. Ф.И. ребенка, возраст Ведение мяча через кегли - 10 м Норматив Попытки Удар по воротам-4 метра Норматив Попытки 1. Блистунов Олег-5 лет + 3 3 5 2. Миронова Аня - 5 лет + 3 2 5 3. Филатов Гоша - 5 лет + 3 4 5 4. Гриднева Даша-5 лет - 3 3 5 5. Мидигулов Максим - 5 лет + 3 2 5 6 ...

Основные подходы к вопросу о логопедической работе при специфических нарушениях письма
Проблема изучения и коррекции дисграфии и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии - Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренк ...

История возникновения проектного метода обучения
Нельзя сказать, что в сфере проектирования и построения подростковых школ ничего не делается. К настоящему времени создано много альтернативных вариантов традиционному обучению, классно-урочной системе, среди них проблемно-ориентированные, открытые, проектные методы обучения и т.д. Истории известен ...

Навигация