- объединить содержание образования отдельных дисциплин в интегративные курсы;
- все дисциплины изучать только в творчески развивающей парадигме (интеграция по методу);
- перевести образовательный процесс на компьютерную основу (интеграция по технологии);
- создание новых предметов синтетического характера (Мировая художественная культура).
Таким образом, стремление к интеграции учебного материала, несомненно, является естественной и ведущей тенденцией отечественного образовательного процесса.
В настоящее время проблеме интеграции вновь уделяется большое внимание в процессе организации обучения и образования. Применительно к системе обучения «интеграция» как понятие может принимать два значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (в данном случае интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). Интеграция предметов одного цикла – одно из направлений активных поисков новых педагогических идей, решений, способствующих улучшению положения дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью наиболее эффективного воздействия на учащихся, активизации процесса развития их способностей. Интеграция как явление появилась, прежде всего, в «большой» науке, в фундаментальных и прикладных её отраслях. Она возникла на фоне своей противоположности – дифференциации наук и их отраслей, растущего объёма знаний. Интеграция является возможным путём совершенствования образования и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Задача педагогической науки – помочь учителю осуществлять интегрирование, направленное на восстановление и объединение отдельных элементов и частей различных учебных дисциплин в единое целое при однотипности целей и функций обучения.
Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях: внутрипредметный и межпредметный. Особенности содержания интеграции: интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение в интеграцию нового для школы содержательного материала. На пересечении этих подходов могут быть и разные результаты:
- рождение абсолютно новых предметов (курсов);
- рождение специальных курсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;
- рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования;
- разовые интегративные уроки разного уровня, характера.
«Одним из самых существенных результатов интеграции является единство в формировании у растущего поколения ценностей изучаемых в разных предметах, единство в конечных целях образования».
В настоящее время используются различные способы интеграции. Это, прежде всего, объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. И следует иметь в виду, что различные способы осуществления интеграции не могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть интегративного процесса в том, чтобы не отвергать один из учебных предметов и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учётом возрастных особенностей учащихся всех уровней образования. Интеграция в современной школе носит количественный характер, т.е. немного обо всём, и это значит, что дети получают всё новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний. Для этого необходима способность к синтезу разрозненных знаний и умений. Результатом же обучения выступает необходимость знать «всё о немногом», а это уже специализация на новом интеграционном уровне.
Материалы по педагогике:
Формы учебной работы в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.
Давыдова
Данная система сложилась и законодательно закрепилась в российском образовании в 70-х годах прошлого века как альтернатива традиционной системе образования (в 1996 году решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем). Система развивающего обучен ...
Диагностика музыкального восприятия у младших школьников на констатирующем
этапе исследования
Для диагностики качественного уровня музыкального восприятия у младших школьников нами были определены три основных параметра: 1) способность ученика к самостоятельному анализу средств музыкальной выразительности произведения; 2) способность находить взаимосвязь между средствами выразительности и с ...
Человек в процессе социализации
Человек как объект социализации. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полор ...