Детский фольклор как культурно-исторический феномен

Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о которых все слышали или говорят. Признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могут точно определить своеобразие данной разновидности фольклора, выделить его в самостоятельную область знания. Специалисты разного профиля пытаются разработать методики, подготавливающие ребенка к школе, обучающие начальным приемам письма и счета. Особое значение придается развитию речи, умению правильно и грамотно выражать свои мысли, делиться своими впечатлениями от услышанного и прочитанного. Важнейшим средством формирования указанных навыков становится детский фольклор. Колыбельные, песенки, прибаутки, докучные сказки легко усваиваются и создают прекрасный воспитательный эффект. Позже развитию памяти, смекалки, игровым навыкам способствуют загадки, скороговорки, считалки.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К.Д.Ушинский. В 60-х гг. ХIХ в. в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений — П.Бессонова «Детские песни» - был издан в 1868 г. и содержал 19 игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е.А.Покровского и П.В.Шейна, составившие фундамент последующих теоретических работ.

В 1921 г. в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В 1920-х гг. появились первые исследования детского фольклора и сам термин, предложенный Г.С.Виноградовым: «Детский фольклор - созданные и исполняющиеся детьми произведения».

В исследования О.И.Капица, детский фольклор определяется как «произведения самих детей, а также произведения взрослых, перешедшие в детский репертуар».

Согласно выводу М.Н.Мельникова «детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров».

Аналогичную точку зрения высказывает и А.Н.Мартынова, отмечая, что детский фольклор представляет собой сложное единство трех составляющих — творчества взрослых для детей, произведений традиционного фольклора взрослых, перешедших в детскую среду, и оригинального детского творчества».

По нашему мнению такое определение является наиболее емким и в большей степени отражает современную точку зрения на детский фольклор.

Фольклор для детей полифункционален. В нем сочетаются разные функции: познавательная, воспитательная, мнемоническая, развивающая, эстетическая. Он способствует привитию ребенку навыков поведения в детском коллективе, а также естественно приобщает каждое новое поколение к национальной традиции. Известны разные способы и пути передачи традиционного детского фольклора: сознательная передача взрослыми детям; стихийное перенимание от взрослых, сверстников или старших детей. Приспособление фольклора взрослых предполагает упрощение сюжета, привнесение в конфликт большей занимательности, создание ярких запоминающихся образов, упрощение языка. Часто используется рифмованное изложение событий, тексты отличает несложный язык, понятные выражения и обороты.

Детскому фольклору присущи специфические черты:

-простота конструкции;

-несложный, но динамично развивающийся сюжет;

-запоминающиеся образы;

-несложные синтаксические конструкции;

-четкий внутренний ритм;

-звукоподражания.

Тексты рассчитаны на образное, зрительное восприятие, быстрое запоминание. Часто в них повторяются одни и те же сюжетные мотивы, в колыбельной песне, например, они даже переходят из одного произведения в другое.

Ребенок способен запоминать информацию небольшими частями, поэтому для различных жанровых форм характерны повторы разного уровня: отдельных слов, оборотов и понятий. Часто для рифмовки используют прием звукоподражания.

Детский фольклор является предметом исследования нескольких смежных дисциплин: истории, филологии, этнографии, педагогики (в том числе педагогической антропологии), дефектологии. Они устанавливают свой объект изучения: в качестве источника он несет сведения об обычаях, обрядах, типовых играх, традициях и особенностях поведения. Детский фольклор используют как средство для изучения ребенка, познания его внутреннего мира, развития врожденных способностей, воспитания определенных навыков и умений (памяти и речи).

Определение структурно-содержательной специфики произведений детей и для детей делает необходимым выделение отдельных жанров, то есть создание классификации детского фольклора.

Материалы по педагогике:

Методика построения педагогического эксперимента
На данном этапе исследования перед нами стояли следующие задачи: Выявить наличие знаний детей о сезонных изменениях в природе у детей. Выявить знания педагогов о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Выявить наличие условий необходимых для успешного усвоения знаний о сезонных изменениях в ...

Задачи, содержание современной системы литературного чтения в начальных классах
«Литературное чтение как учебный предмет в младших классах предшествует начальному курсу литературы в школе основной, который, в свою очередь, продолжается в полной средней школе (в старших классах) курсом, построенным на историко-литературной основе. Такой подход делает литературное чтение первым ...

Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка
Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. Сказочное действо сообщает детям гораздо больше того, что содержится в сюжетных перипетиях и приключениях героев. ...

Навигация