Наиболее распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются различные нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Хотя отдельные недостатки произношения звуков в словах у дошкольников и являются естественной физиологической закономерностью, однако условия жизни и воспитания оказывают существенное влияние на развитие звуковой стороны речи: благоприятные условия ускоряют его, неблагоприятные задерживают. К 4 годам, когда завершается формирование фонематического восприятия, нарушенное звукопроизношение считается патологией. С этого возраста начинается целенаправленная логопедическая работа по устранению дислалии.
Воспитание выразительности, правильности речи у детей дошкольного возраста должно осуществляться как в диалогической речи (беседы с окружающими людьми), так и в монологической речи (чтение стихов, проговаривание скороговорок, потешек и т.п.).
В теории и практике логопедии сложились теоретические основы коррекции и развития устной речи при дислалии. В настоящее время разработаны этапы работы над произношением и определены способы постановки конкретных звуков. В отечественных и зарубежных исследованиях установлена связь и взаимозависимость между сформированностью произносительной стороны речи и уровнем развития фонематического восприятия.
Однако, следует отметить, что наряду с большой значимостью детского фольклора в развитии дошкольника, в связи с использованием дидактических игр в логопедической практике, в них должна учитывается структура речевого дефекта при дислалии. Эта необходимость определяет актуальность выбранной проблемы и обуславливает тему данного исследования: «Детский фольклор как средство коррекции нарушенного звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией». Объект исследования – нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией.
Предмет исследования – детский фольклор как средство коррекции нарушенного звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией.
Цель: изучить особенности использования детского фольклора в процессе коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с дислалией.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую и специальную методическую литературу по теме;
- раскрыть понятие «детский фольклор», проанализировать классификацию детского фольклора;
- выявить причины и определить особенности речевых дефектов у детей экспериментальной группы;
- разработать содержание логопедической работы со старшими дошкольниками по коррекции дислалии средствами детского фольклора;
- определить результативность коррекционной работы с использованием детского фольклора.
Гипотеза: коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией посредством детского фольклора возможна при соблюдении следующих условий:
- целенаправленное систематическое использование на логопедических занятиях различных видов детского фольклора;
- подбор произведений фольклора с учетом возрастных и индивидуально-типологический особенностей детей, этапа логопедической работы;
- создание мотивации и стимулирование активности ребенка в преодолении имеющихся речевых нарушений.
Методы:
- изучение и анализ научной и методической литературы по теме;
- изучение речевых карт и личных дел детей экспериментальной группы;
- наблюдение за детской деятельностью;
- беседы с детьми, родителями, воспитателями, логопедом;
- составление методики проведения констатирующего эксперимента;
- моделирование содержания формирующего эксперимента;
- мониторинг эффективности логопедической помощи детям с дислалией;
- математические методы и качественный анализ.
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МДОУ №5 «Золотой ключик» г. Зернограда. В эксперименте принимало участие 10 детей с дислалией в возрасте от 5 до 6 лет, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Структура работы. Во введении представлен научный аппарат исследования. В первой главе изложены современные научно-теоретические основы диагностики и коррекции речевых нарушений у дошкольников с дислалией. Во второй главе проанализированы исследования детского фольклора как культурно-исторического феномена и дана его классификация. В третьей главе описана диагностическая методика обследования звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией и приведены результаты констатирующего и контрольного экспериментов, раскрыто содержание коррекционно-логопедической работы с использованием в качестве средства произведений детского фольклора. Список используемой литературы составляет 53 источника. В приложениях представлены: артикуляционные упражнения, планирование занятий по преодолению дислалии у старших дошкольников, таблицы и графики, протоколы обследования, систематизированный речевой материал по коррекции и развитию фонематического восприятия, речевого дыхания, звукопроизношения.
Этапы работы. На первом этапе (сентябрь 2006 г.) формулировалась тема дипломной работы, изучалась научно-методическая и практическая литература по проблеме исследования, подбиралась и апробировалась методика диагностики звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией. На втором этапе (октябрь 2006 г. – март 2007 г.) определялось содержание формирующего эксперимента и проводилась работа по написанию теоретических глав. На третьем этапе (апрель 2007 г.) анализировались результаты контрольного эксперимента, определялась эффективность использования произведений детского фольклора как средства коррекции нарушенного звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией, завершалось оформление дипломной работы.
Материалы по педагогике:
Физиология и психология выразительной речи и чтения
Первый вопрос, к решению которого необходимо привлечь физиологию и психологию, - вопрос о том, кого следует обучать выразительному чтению. Дореволюционные и некоторые советские методисты считали, что всех учащихся следует обучать только логическому («толковому») чтению, а эмоционально-образному лиш ...
Педагогическая характеристика группы
Педагогическая практика проходила на механическом факультете, на кафедре «Металлорежущие станки и инструменты», в группе ММ-371, четвертый курс, специальность – «Металлорежущие станки и системы». В ходе педагогической практики была проведена работа в качестве дублера куратора студенческой группы и ...
Методика обследования речи детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Целью данного обследования являлось выявление особенностей развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В констатирующем эксперименте участвовала группа детей, состоящая из 10 ребят 6 - 7-летнего возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, посещающих подготовит ...