Проблема классификации детского фольклора рассматривается в двух аспектах – определение границ самого понятия и выделение системы жанров и жанровых разновидностей. Каждый из специалистов, работающих с детским фольклором, решает ее в соответствии с стоящими перед ним задачами. Изучение детского фольклора занимаются такие науки, как фольклористика, этнография, педагогика, возрастная психология и др. Вопрос классификации текстов детского фольклора до настоящего времени остается открытым.
Отсутствие классификации следует объяснить и тем, что не было единой терминологии. Колыбельные песни нередко назывались «байками», считалки «пересчетками», «конаньем». Исследователи приводили названия, данные теми лицами, от которых были сделаны записи. Неопределенное содержание вкладывалось и в сами термины. Понятии «прибаутки», «присказки», «приговоры» в разных работах имели неодинаковое значение. О.И. Капица впервые написала о том, что в изданиях и научных исследованиях следует пользоваться устойчивой и однообразной терминологией, обязательно указывая местное название данного вида детского фольклора, выявленное при записывании. Первые попытки дать классификацию детского фольклора были предприняты только в начале ХХ века в трудах Г.С.Виноградова и О.И.Капицы.
Развивая предложенную П.А.Бессоновым классификацию детского фольклора в зависимости от возраста детей, О.И.Капица отмечает наличие двух групп носителей текстов. К первой она относит взрослых, опекающих и воспитывающих детей с рождения до 5-6 лет. Рассказываемые ими произведения воспринимаются и осмысливаются детьми.
Вторую группу произведений образуют те тексты, которые бытуют среди детей, когда они уже самостоятельно развлекают себя. В.А.Василенко, предлагает функциональный принцип классификации, выделяя группы текстов по наличию в них игровых элементов: 1) колыбельные песни, или байки; 2) произведения, связанные с игровыми действиями; З) произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий. Очевидно, что игровое начало можно отметить у всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука.
Классификация М.Н.Мельникова, на наш взгляд, удачна. Она учитывает и принцип возрастной градации детей, и пути происхождения фольклора, и функциональную роль произведения. Исходя из этого ученый выделяет поэзию пестования (материнский фольклор), игровой фольклор и потешный фольклор. К поэзии пестования М.Н.Мельников относил колыбельные песни, потешки, пестушки. Цель их – в одном случае успокоить ребенка, а в другом, наоборот, пробудить ребенка, научить его двигать ручками, ножками, пальчиками.
К игровому фольклору М.Н.Мельников относит все разновидности детских ролевых игр и «игровые прелюдии». Этим термином исследователь обозначает считалки, жеребьевочные стихи, приговоры.
Назначение потешного фольклора – развлечь, развеселить, потешить себя и своих товарищей. В него входят голосянки, перевертыши, молчанки, скороговорки.
Для закрепления звуков в связной речи, а также для отработки дикции, силы голоса, темпа речи с успехом используются скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Среди огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки (чистоговорки) могут использованы и направлены непосредственно на воспитание звуковой стороны речи. Справедлива мысль о том, что скороговорки - это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка.
Скороговорки (чистоговорки) – это, как правило, небольшой по объему речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения, чаще всего насыщенный одинаковыми звуками. Они с большим успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшения подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти) для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчетливой и внятной речи (дикции), но и в качестве упражнений для тренировки и усовершенствования голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом (быстро, умеренно, медленно), для работы над интонационной выразительностью речи: логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями.
Материалы по педагогике:
Организации работы по формированию основных движений у
детей с отклонениями в эмоциональном развитии
Как известно, для детей основным видом деятельности является игра. Поэтому при составлении плана было решено использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность детей, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений при учете видов отклонений в эмоци ...
Воспитательные функции хореографического искусства
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Танец является богатейшим источником эстетиче ...
Общая характеристика методов обучения русскому языку в коррекционной школе
Под методами обучения дидактике принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передает, а учащиеся усваивают знания, умения. В современной дидактике особое значение придается методам, развивающим способности учащихся, формирующим их мировоззрение. В ...