Классификация жанров детского фольклора

Страница 1

Проблема классификации детского фольклора рассматривается в двух аспектах – определение границ самого понятия и выделение системы жанров и жанровых разновидностей. Каждый из специалистов, работающих с детским фольклором, решает ее в соответствии с стоящими перед ним задачами. Изучение детского фольклора занимаются такие науки, как фольклористика, этнография, педагогика, возрастная психология и др. Вопрос классификации текстов детского фольклора до настоящего времени остается открытым.

Отсутствие классификации следует объяснить и тем, что не было единой терминологии. Колыбельные песни нередко назывались «байками», считалки «пересчетками», «конаньем». Исследователи приводили названия, данные теми лицами, от которых были сделаны записи. Неопределенное содержание вкладывалось и в сами термины. Понятии «прибаутки», «присказки», «приговоры» в разных работах имели неодинаковое значение. О.И. Капица впервые написала о том, что в изданиях и научных исследованиях следует пользоваться устойчивой и однообразной терминологией, обязательно указывая местное название данного вида детского фольклора, выявленное при записывании. Первые попытки дать классификацию детского фольклора были предприняты только в начале ХХ века в трудах Г.С.Виноградова и О.И.Капицы.

Развивая предложенную П.А.Бессоновым классификацию детского фольклора в зависимости от возраста детей, О.И.Капица отмечает наличие двух групп носителей текстов. К первой она относит взрослых, опекающих и воспитывающих детей с рождения до 5-6 лет. Рассказываемые ими произведения воспринимаются и осмысливаются детьми.

Вторую группу произведений образуют те тексты, которые бытуют среди детей, когда они уже самостоятельно развлекают себя. В.А.Василенко, предлагает функциональный принцип классификации, выделяя группы текстов по наличию в них игровых элементов: 1) колыбельные песни, или байки; 2) произведения, связанные с игровыми действиями; З) произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий. Очевидно, что игровое начало можно отметить у всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука.

Классификация М.Н.Мельникова, на наш взгляд, удачна. Она учитывает и принцип возрастной градации детей, и пути происхождения фольклора, и функциональную роль произведения. Исходя из этого ученый выделяет поэзию пестования (материнский фольклор), игровой фольклор и потешный фольклор. К поэзии пестования М.Н.Мельников относил колыбельные песни, потешки, пестушки. Цель их – в одном случае успокоить ребенка, а в другом, наоборот, пробудить ребенка, научить его двигать ручками, ножками, пальчиками.

К игровому фольклору М.Н.Мельников относит все разновидности детских ролевых игр и «игровые прелюдии». Этим термином исследователь обозначает считалки, жеребьевочные стихи, приговоры.

Назначение потешного фольклора – развлечь, развеселить, потешить себя и своих товарищей. В него входят голосянки, перевертыши, молчанки, скороговорки.

Для закрепления звуков в связной речи, а также для отработки дикции, силы голоса, темпа речи с успехом используются скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Среди огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки (чистоговорки) могут использованы и направлены непосредственно на воспитание звуковой стороны речи. Справедлива мысль о том, что скороговорки - это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка.

Скороговорки (чистоговорки) – это, как правило, небольшой по объему речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения, чаще всего насыщенный одинаковыми звуками. Они с большим успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшения подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти) для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчетливой и внятной речи (дикции), но и в качестве упражнений для тренировки и усовершенствования голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом (быстро, умеренно, медленно), для работы над интонационной выразительностью речи: логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов
Контрольный эксперимент был проведен с 17 марта 2010 года по 31 марта 2010 года. На основании проведенной коррекционной работы с экспериментальной группой были получены следующие результаты. В процессе обучения были отмечены показатели роста мотивации детей к логопедическим занятиям. Прежде всего, ...

Комплекс упражнений направленных на развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста
Разрабатывая данный комплекс упражнений партерной гимнастики мы познакомились и изучили такие источники, как «Сборник программ дополнительного образования художественно – эстетического направления» выпуск I, объединение «Дворец молодёжи», 2003 год издания, Екатеринбург; образовательная программа «С ...

Контингент детей в школе V вида
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся ...

Навигация