Классификация жанров детского фольклора

Страница 1

Проблема классификации детского фольклора рассматривается в двух аспектах – определение границ самого понятия и выделение системы жанров и жанровых разновидностей. Каждый из специалистов, работающих с детским фольклором, решает ее в соответствии с стоящими перед ним задачами. Изучение детского фольклора занимаются такие науки, как фольклористика, этнография, педагогика, возрастная психология и др. Вопрос классификации текстов детского фольклора до настоящего времени остается открытым.

Отсутствие классификации следует объяснить и тем, что не было единой терминологии. Колыбельные песни нередко назывались «байками», считалки «пересчетками», «конаньем». Исследователи приводили названия, данные теми лицами, от которых были сделаны записи. Неопределенное содержание вкладывалось и в сами термины. Понятии «прибаутки», «присказки», «приговоры» в разных работах имели неодинаковое значение. О.И. Капица впервые написала о том, что в изданиях и научных исследованиях следует пользоваться устойчивой и однообразной терминологией, обязательно указывая местное название данного вида детского фольклора, выявленное при записывании. Первые попытки дать классификацию детского фольклора были предприняты только в начале ХХ века в трудах Г.С.Виноградова и О.И.Капицы.

Развивая предложенную П.А.Бессоновым классификацию детского фольклора в зависимости от возраста детей, О.И.Капица отмечает наличие двух групп носителей текстов. К первой она относит взрослых, опекающих и воспитывающих детей с рождения до 5-6 лет. Рассказываемые ими произведения воспринимаются и осмысливаются детьми.

Вторую группу произведений образуют те тексты, которые бытуют среди детей, когда они уже самостоятельно развлекают себя. В.А.Василенко, предлагает функциональный принцип классификации, выделяя группы текстов по наличию в них игровых элементов: 1) колыбельные песни, или байки; 2) произведения, связанные с игровыми действиями; З) произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий. Очевидно, что игровое начало можно отметить у всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука.

Классификация М.Н.Мельникова, на наш взгляд, удачна. Она учитывает и принцип возрастной градации детей, и пути происхождения фольклора, и функциональную роль произведения. Исходя из этого ученый выделяет поэзию пестования (материнский фольклор), игровой фольклор и потешный фольклор. К поэзии пестования М.Н.Мельников относил колыбельные песни, потешки, пестушки. Цель их – в одном случае успокоить ребенка, а в другом, наоборот, пробудить ребенка, научить его двигать ручками, ножками, пальчиками.

К игровому фольклору М.Н.Мельников относит все разновидности детских ролевых игр и «игровые прелюдии». Этим термином исследователь обозначает считалки, жеребьевочные стихи, приговоры.

Назначение потешного фольклора – развлечь, развеселить, потешить себя и своих товарищей. В него входят голосянки, перевертыши, молчанки, скороговорки.

Для закрепления звуков в связной речи, а также для отработки дикции, силы голоса, темпа речи с успехом используются скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Среди огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки (чистоговорки) могут использованы и направлены непосредственно на воспитание звуковой стороны речи. Справедлива мысль о том, что скороговорки - это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка.

Скороговорки (чистоговорки) – это, как правило, небольшой по объему речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения, чаще всего насыщенный одинаковыми звуками. Они с большим успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшения подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти) для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчетливой и внятной речи (дикции), но и в качестве упражнений для тренировки и усовершенствования голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом (быстро, умеренно, медленно), для работы над интонационной выразительностью речи: логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Фундаментальные науки в системе высшего образования
Интеграция Болонского процесса в систему образования Украины принесла множество изменений. Первое и самое главное - внедрение независимого тестирования для школьников, а также упрощение системы уровней выпускников вузов. Но это только те изменения, которые видны для всех. На деле Болонский процесс ...

Работоспособность младших школьников
Работоспособность – это способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординиров ...

Внеклассная деятельность младших школьников
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала ...

Навигация