Сущность и структура умственных способностей

Материалы о педагогике » Развитие умственых способностей детей » Сущность и структура умственных способностей

Страница 1

Многие психологи при определении условий и движущих сил развития психики придерживались метафизической теории двух факторов (наследственности, и внешней среды), которые предопределяют ход развития психики. При этом одни из них считали опережающее значение, имеет фактор наследственности, другие приписывали ведущую роль среде, наконец, третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют.

Отечественные психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев пришли к выводу, что врожденные свойства организма и его созревание являются необходимыми условиями психики: они создают анатомо-физиологические предпосылки для формирования различных видов психической деятельности, но не определяют ни их содержания, ни их структуры. Они обосновали идею о дошкольном значении социального опыта в развитии психики, воплощающего материального и духовного производства. В процессе усвоения детьми этого опыта не только приобретаются отдельные знания и умения, но и развиваются способности, формируется личность ребёнка.

Процесс созревания детского организма, формирование его морфологических и функциональных особенностей, считает А. В. Запорожец, определяются не только генетической программой, но и условиями жизни ребёнка.

Как справедливо считал Л. С. Выготский, ни одно из специфических человеческих психических качеств, таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и так далее, не может возникнуть лишь путём вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств требуются определённые социальные условия жизни и воспитания.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внёс наш отечественный учёный Б. М. Теплов. Он-то и предложил три определения способностей. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого,… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей,… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельностей. Данное определение появилось, и было принято в психологии ХVIII-XIX веках, отчасти является употребляемым и в настоящее время.

3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сей час и наиболее распространенно. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трёх.

У человека есть два класса задатков: врождённые и приобретённые. Первые иногда называют «природными», а вторые – «социальными» или «культурными». Многие природные задатки являются общими у человека и у животных: элементарные способности к восприятию, запоминанию, наглядно-действенному мышлению. Они возникают в зависимости от созревания организма и проявляются в соответствующих внешних условиях. В их основе, как правило, лежат генотипически обусловленные анатомо-физиологические свойства организма. Следует отличать природные задатки от природных способностей. А. Н. Леонтьев писал: что природные способности – «это не задатки, а то, что формируется на их основе». Можно добавить к этому важному замечанию следующее: без специального обучения и воспитания, то есть в обычных условиях существования живого организма, способности этого рода у него появляются и в достаточной мере развиваются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Изучение особенности развития словаря у детей средней группы
Изучение особенностей развития словаря детей средней группы проводилось в ГОУ № 835 Южного округа г. Москвы. В исследовании участвовало 19 детей. Нами были поставлены следующие задачи : 1.Изучить знание названий предметов и их частей. 2.Умение подбирать глаголы, связанные с движением и состоянием, ...

Организация воспитательного процесса
В узком, педагогическом смысле воспитание относительно самостоятельно, хотя и тесно связано с обучением поскольку обучение является воспитывающим. Но как ни велико воспитательное значение обучения, оно не адекватно воспитанию. Воспитание есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от метод ...

Каковы достоинства оригами
Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолётик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи ...

Навигация