Использование загадок на занятиях способствуют обогащению и активизации словаря; они могут стать исходным материалом для знакомства с окружающим миром.
При работе с загадками нами уделялось много времени процессу отгадывания: дети должны были поочередно сопоставлять разные и в то же время близкие предметы, выделять в них схожие признаки, группировать и путем исключения ошибочных ответов находить отгадку, отражая это в речи.
Чтобы отгадать загадку, дети осуществляли ряд операций:
1. выделение указанных в загадке признаков неизвестного объекта (анализ);
2. сопоставление и объединение этих признаков для выявления возможных связей между ними (синтез);
3. на основе соотнесения признаков и выделения связей отгадывание загадки (умозаключение).
Иногда для отгадывания загадки бывает достаточно одного признака, догадки. А вот чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, последовательно развернутое логическое рассуждение. Чтобы побудить детей к нему, мы на занятиях выясняли, каким путем они шли, отгадывая загадку. Для этого ребятам предлагалось ответить на вопросы: «Как вы догадались? Почему вы так решили?». Дети (в силу возрастных особенностей) сразу начинали объяснять отгадку, которая потом подтверждалась перечислением признаков предмета.
Тем самым, загадки способствовали развитию логического мышления, внимания, памяти, а также связной речи.
Мы рассказали о работе с некоторыми видами детского фольклора (систему занятий см. в приложении 7). Кроме проведения занятий, нами осуществлялось взаимодействие с другими специалистами: педагогом-психологом, музыкальными руководителями, воспитателями, которые также в своей работе использовали произведения детского фольклора (причем те, с которыми дети уже познакомились на логопедических занятиях).
Работа с родителями заключалась в закреплении изученных скороговорок, загадок, пословиц и поговорок, чистоговорок и так далее.
Также родителям необходимо было ежедневно проводить артикуляционную гимнастику для выработки четких артикуляционных движений.
Таким образом, логопедическая работа по коррекции нарушенного звукопроизношения включала в себя:
-совершенствование слухового внимания, памяти, фонематического восприятия;
-развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;
-устранение неправильного звукопроизношения.
От того, насколько успешно и своевременно будет исправлено нарушенное произношение звуков, в значительной степени зависит качество дальнейшего обучения ребенка.
По завершении этапа формирующего эксперимента перед нами встала задача изучения эффективности системы коррекции нарушенного звукопроизношения средствами детского фольклора, которая использовалась нами в работе с дошкольниками, имеющими дислалию.
Результаты итогового эксперимента представлены в пункте 3.3. данной главы.
Материалы по педагогике:
Человек в процессе социализации
Человек как объект социализации. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полор ...
Анализ опытно-экспериментальной работы
Разрабатывая программу формирования культуры делового общения студентов, мы исходили из закономерностей развития и функционирования модели формирования культуры делового общения; собственная работа особенностей коммуникативной деятельности студентов; анализа существующей практики профессиональной п ...
Психологическая поддержка учеников, обучающихся в классе, на
уровне родительского комитета
В первых классах у детей только формируется психика, и очень важно, чтобы она формировалась правильно. В школе ребенку могут помочь как учителя, так и родительский комитет в сотрудничестве с социальными работниками. Родительский комитет, в свою очередь, обязан: обеспечить индивидуальный подход к ка ...