Цель формирующего эксперимента: определить условия использования произведений детского фольклора в логопедической работе с детьми по коррекции нарушенного звукопроизношения.
В зависимости от уровня сформированности навыков звукопроизношения нами были определены основные дифференцированные направления работы: для детей 3 уровня - подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения 1-2 раза в неделю, для детей 2 уровня - подгрупповые и индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю, для детей 1 уровня - индивидуальные занятия 3 раза в неделю.
Основными задачами логопедической работы на занятиях являлись:
1. развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия;
2. проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов речевого аппарата;
3. устранение неправильного звукопроизношения;
4. развитие связной речи.
Развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия осуществлялось в процессе специальных игр и упражнений сначала на материале неречевых звуков, постепенно охватывая все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводится в самостоятельную речь).
Для выработки четких артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения звуков, нами проводилась артикуляционная гимнастика (статические и динамические упражнения см. в приложении). Как правило, упражнять ребенка необходимо в тех движениях, которые нарушены и тех, которые будут использоваться для постановки конкретных звуков.
Устранение неправильного звукопроизношения и развитие связной речи осуществлялось на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Особое внимание на данных занятиях мы уделяли использованию детского фольклора: пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д. Эти произведения, на наш взгляд, служат приемом, побуждающим детей к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом, обостряющим наблюдательность при закреплении знаний; могут использоваться как игровой (занимательный материал), отвечающий возрастным потребностям детей. Коррекционные занятия длятся 15-20 минут. Речевые упражнения (загадки, пословицы, чистоговорки, скороговорки и др.) использовались на различных этапах занятия: психологический настрой, сообщение темы занятия, характеристика звука, автоматизация (дифференциация) в слогах, словах, связной речи, на этапе постановки звука. При этом обращалось внимание детей на громкость и темп речи, на честность и ясность произнесения слов (фраз), на правильность произнесения звуков.
Занятия строились таким образом, чтобы дети имели возможность поупражняться в правильном произношении сложных звуков сначала в изолированном виде, а затем и в связной речи, учились в нужный момент изменять громкость голоса и темп речи, пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной, восклицательной интонацией. Последние умения требуются для построения связного высказывания. Также на занятиях детям предлагалось произносить короткие рифмованные тексты не только четко и внятно и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).
При отборе фольклорных произведений мы опирались на следующие принципы:
-доступность содержания детям дошкольного возраста;
-познавательная и нравственная значимость;
-возможность совершенствования на их основе речевых умений, в том числе правильного звукопроизношения.
Особое внимание мы уделяли использованию на логопедических занятиях скороговорок и чистоговорок. Они способствуют формированию четкого произношения, умения пользоваться интонационными средствами выразительности. Методика работы со скороговоркой заключалась в следующем: сначала ее произносил логопед, а дети внимательно слушали. Затем они повторяли скороговорку очень медленно, но не по слогам, постепенно убыстряя темп. На занятия мы старались подобрать скороговорки и чистоговорки так, чтобы они были максимально насыщены закрепляемым (дифференцируемым) звуком.
Интересные возможности представляет работа со считалками, то есть короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.
Соревнования в «сказывании» считалок на занятиях развивали у детей артистизм, заставляли разучивать больше стихотворений и тем самым развивали память, вырабатывали чувство ритма.
Материалы по педагогике:
Постоянные магниты. Магнитное поле земли
Помимо электромагнитов, в науке и технике широко применяют постоянные магниты, с которыми учащиеся частично уже знакомы. Важно показать процесс намагничивания стальных предметов магнитным полем электрического тока. Для опыта берут стальной стержень (ножовочное полотно, напильник) и наматывают на не ...
Формирование умений и навыков
Одной из основных образовательных целей обучения математике является овладение системой математических знаний, умений и навыков. Так как обучение применению алгоритмического метода невозможно без овладения определёнными умениями и навыками остановимся коротко на психологическом аспекте данного вопр ...
Формы работы родительского комитета
Существуют разные формы работы родительского комитета. Одной из распространенных из них является оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе: это – посещение театров, музеев, организация туристических и познавательных поездок. Также речь может идти и об организации классных праздни ...