Воспитательная работа с учащимися начальных классов как средство формирования у них познавательного интереса

Материалы о педагогике » Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеучебной воспитательной работе » Воспитательная работа с учащимися начальных классов как средство формирования у них познавательного интереса

Страница 3

Немаловажно и обобщение авторов о разбросанности познавательных интересов младших школьников. «Дети I и II классов ставят обычно вопросы, которые требуют первоначального ознакомления с новым явлением или предметом, определения его понятием, словом. Уже в III классе содержание познавательных вопросов детей направлено на активное познание окружающей жизни, вопросы ребят связаны с возникновением проблемной ситуации в сознании детей». Данное методическое пособие выгодно отличается приложениями с описанием развернутых творческих игр в воспитании младшего школьника. Однако все они - «Игра в магазин», «Игра в почту», «Театр вежливых ребят», «Добрые волшебники», «Пароль» и так далее, направлены на решение, главным образом, задачи формирования нравственных отношений личности. Необходимость организации собственно познавательной деятельности, формирующей познавательный интерес через содержание и особенности методики воспитательных занятий, здесь не актуализируется. Хотя среди основных воспитательных задач, характеризующих план воспитательной работы учителя, такая работа названа в числе первых: «Воспитывать у детей интерес знаниям, к учению, к чтению, к природе, к технике, к познанию трудовой и общественной жизни». Но технологический уровень решения этой весьма важной задачи требует дальнейшего осмысления. Не разговорами, беседами наставников, а через собственную активность ученика в главном для него труде - познавательном, через совершенствование умений осуществлять этот труд - можно добиться желаемых результатов в воспитанности учащихся.

Разнообразнее формы воспитательных занятий в практикуме М.П. Осиповой. Среди них автор называет аукцион знатоков, турнир-викторину, познавательную игру «Ребусник», творческое дело «Путешествие в мир сказки». Перечисленные дела по назначению и цели определены как специально познавательные. В связи с организацией таких дел, автор приводит интересную констатацию того, что младшие школьники не любят читать, не проявляют интереса к научно-познавательной книге , но здесь мы не находим активных методик, рекомендаций по работе с энциклопедическими изданиями с детьми младшего школьного возраста. Мы же считаем, что в содержании воспитательных дел любой направленности заключены возможности для целенаправленного воспитания учащихся путем организации самостоятельного познавательного труда.

Анализ литературы позволяет обобщить следующую картину осуществления задачи познавательного интереса во внеучебной деятельности. Одни авторы вовсе не дифференцируют образовательные задачи внеурочного воспитания, другие отмечают необходимость реализации обучающей функции воспитания, но при этом не обсуждают технологию такого процесса. Сама по себе воспитательная практика тоже не обеспечивает необходимый результат в этой работе. По данным Л.Ф. Тихомировой, 18% учителей среднего звена указывает на отсутствие познавательного интереса у детей, приходящих из начальной школы.

Можно предположить, что в данном случае речь идет о детях, которые были обделены достаточным педагогическим вниманием на уроках, а объективные возможности внеучебной деятельности для включения каждого ученика в коллективное познание с учетом индивидуальных особенностей не задействованы.

Изучив вышеизложенные материалы делаем выводы, что вопрос формирования познавательного интереса младших школьников - достаточно сложный социально-психологический, непрерывный процесс методологического воздействия на ребенка, предусматривающий начало этого процесса еще задолго до школы и может иметь положительные педагогические результаты только в совокупности и непрерывности воспитания и образования. Фундамент этого процесса закладывается в семье при рождении ребенка, интенсивно развивается в дошкольных воспитательно-образовательных учреждения и продолжается, уже в новом качестве, в начальных класса общеобразовательной школы.

Из изученных материалов достаточно убедительно прорисовывается сложность и важность воспитательного и образовательного моментов начального образования как фундамента дальнейшего обучения ребенка.

Следовательно, на учителях начальной школы лежит большая ответственность за подготовленность ученика к продолжению образования, формированию активной жизненной позиции, формированию потребности, а не необходимости дальнейшего образования.

Страницы: 1 2 3 

Материалы по педагогике:

Особенности овладения лексикой старшими дошкольниками со стертой дизартрией
По данным Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, что представляет собой в ...

Понятие о дисграфии: определение, симптоматика, классификация
Для обозначения недостатков письменной речи употребляются термины "дисграфия" (от лат. "графо" - пишу) и "дислексия" (от лат. "лексо" - читаю). Частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса. Для обозначения наиболее тяжелых степеней эти ...

Анализ опыта педагогической деятельности, направленной на актуализацию мотивов учения
Уроки истории – это занятия, которые учитель ведет в классом в школе: они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию, в сумме должны исчерпать изучение программы. Существуют другие формы организации обучения: семинары и конференции, учебные экскурсии, дополнительные занятия, консу ...

Навигация