В целостной системе школьного воспитания выделяются две главные подструктуры: дидактическая и воспитание в узком смысле. Каждая из них имеет свою специфику, учет которой становится стержневым условием формирования познавательного интереса как интегрального личностного образования. Ибо создание системы отношений, связанных с интересом к познанию и закрепление их в личностное качество, получая начало на хорошем уроке, требует целенаправленного педагогического руководства этой работой и во внеучебном воспитании. «Много ли внимания уделяется в воспитательной работе с ребятами развитию их познавательных интересов?» - пишет педагог-практик 3. Молчанова, одна из немногих, кто поднимает в педагогической печати проблему взаимосвязи познавательного интереса и воспитательной работы. «Увлекаясь развлекательными программами, мы забываем об интеллектуальных играх. А дети с удовольствием «скрещивают шпаги» в области знаний. Вместе с тем, от некоторых классных руководителей можно услышать расхожее «им лишь бы потанцевать!» - продолжает автор. Далее опытный педагог призывает не лениться «порыться в книгах» в поиске знаний и предлагает некоторые виды познавательных игр, применяемых ею в практике воспитательной работы с подростковыми классами.
К сожалению, действительно приходится констатировать, что развлекательный игровой крен внеклассного времени становится признанной нормой сегодняшней школьной практики, вытесняющей интеллектуальное игровое общение. На наш взгляд, такая недооценка обращения к познавательной тематике в воспитательном процессе связана как с поверхностной теоретической осведомленностью педагогов о сущности данной проблематики, так и ее методической неразработанностью. Другими словами, профессиональная компетентность педагога-воспитателя как в области проявления интеллектуальных умений, так и в практической готовности осуществлять воспитательную работу остается значимой проблемой, требующей дальнейшего научного осмысления. Это обстоятельство также вытекает, в целом, из нынешнего состояния школьного воспитательного процесса. «Современная социокультурная и образовательная ситуация характеризуется существенной недооценкой воспитывающих функций школы», - отмечает Е.А. Леванова. «Попытки создать школу развития без воспитания все более приходят в противоречие с педагогической теорией и практикой», - подчеркивает она. Или: «В большей степени поиски педагогических коллективов относятся к учебному процессу. К сожалению, в меньшей степени при этом обращается внимание на систему работы классного руководителя с учащимися в период изменения образовательных учреждений», - замечает Л.Р. Болотина. Указанной насущностью и обусловлена предпринятая нами исследовательская проблема, в центре которой выступает оптимизация технологии воспитания младших школьников через фактор познавательного интереса. За феноменом познавательного интереса мы усматриваем инварианту, позволяющую интегрировать обучение и воспитание школьников, видим в нем эффективный способ осуществления педагогического процесса как целостного. И с другой стороны, только в едином учебно-воспитательном процессе можно добиться уровня развития познавательного интереса как устойчивой личностной характеристики. Сформированность познавательного интереса - черта воспитанности, основу которой составляет отношение к труду познания. Это высокого уровня мотив поведения, отношение духовного порядка, и методическая логика его формирования такова, что начинаясь в системе учебных занятий, обязательно продолжается во внеурочное время с помощью проведения разнообразной внеклассной воспитательной работы. О своеобразной сущности воспитательной работы писал А.С. Макаренко. «Воспитательная область - область чистого воспитания - есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания. И то и другое -методика воспитания и образования - по моему мнению, составляют два отдела, более или менее самостоятельных отдела педагогической науки. Разумеется, эти отделы органически должны быть связаны. Разумеется, всякая работа в классе есть всегда работа воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю невозможным». В отечественной педагогике внеучебной деятельности как форме организации детей уделяется пристальное внимание. Для уяснения сущности понятия «внеурочная воспитательная деятельность» обратимся к мнению Н.И. Болдырева: «Она обычно подразделяется на внеклассную и внешкольную работу. К внеклассным относятся организованные и целенаправленные занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера, проводимые школой во внеурочное время». В.И. Казаренков в своей работе опирается на следующие определения: «Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время», а «воспитательно-образовательные занятия, организуемые специально предназначенными для этого внешкольными культурно-просветительными учреждениями и общественными организациями, называются внешкольной работой».
Материалы по педагогике:
Организация опытно-экспериментальной работы по социализации детей с
нарушением слуха
Как показал теоретический анализ литературы, основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации – игра. Ведь любая совместна ...
Основные подходы к вопросу о логопедической работе
при специфических нарушениях письма
Проблема изучения и коррекции дисграфии и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии - Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренк ...
Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому
языку в коррекционной школе
Игра, как феномен человеческой деятельности, издавна является предметом изучения самых разнообразных отраслей знаний: философии, социологии, кибернетики, психологии, педагогики. К настоящему времени накопился немалый фонд педагогической литературы об игре как средстве воспитания вообще. Имеются раб ...