Понятие восприятия в современной педагогике и психологии

Страница 1

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают у нас субъективный эффект в виде ощущений. Но, когда мы говорим об ощущениях, то мы понимаем, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм.

Человек, личность, живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения, превращаясь в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций

Восприятие

(перцепция, от лат. perceptio) — с точки зрения педагогики, это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Психология определяет восприятие, как психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств; наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов в целом, а не отдельных их свойств и признаков.

У человека ощущения тесно связаны с восприятием (перцепцией), т.е. с отражением целостного образа предмета в совокупности его свойств и качеств.

В общей психологии, как и в педагогике, категория «восприятие» относится к числу основных. Через восприятие человек во многом постигает мир. Исследованию феномена восприятия посвящены многочисленные работы психологов и педагогов второй половины XIX - начала XX веков.

В современной науке существует множество трактовок понятия «восприятие». «Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями».

Начальным этапом акта восприятия является ощущение

, в процессе которого отражаются отдельные качества, свойства предметов, образов и явлений. Ощущение имеет силу, качества, определенное место и чувственную окраску. Сумма нескольких ощущений составляет восприятие. В результате последовательных актов восприятия в головном мозге образуется целый ряд представлений, которые надолго остаются в памяти и волевым усилием могут быть при необходимости воспроизведены в сознании.

Таким образом, представления возникают без наличия в данный момент раздражителя. И наоборот, восприятие – процесс отражения образов и явлений действительности при непосредственном воздействии их на рецепторы.

Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с активным мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определённую аффективно-эмоциональную окраску. Пожалуй, главное отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (тепло, свет, боль и т.д.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Восприятие является сложным активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Эта характеристика восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Если процесс восприятия знакомых предметов происходит довольно быстро, необходимы два-три знакомых признака, то восприятие незнакомого объекта протекает гораздо сложнее, в гораздо более развёрнутых формах. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты – ощупывание предметов, движение глаз, выделяющие наиболее активные информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Цели и функции контроля
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, ...

Из истории алгоритмов
Для того чтобы понять, почему алгоритмизация играет столь важную роль в процессе обучения и является эффективным средством обучения математике, обратимся к родовому понятию «алгоритм». Каждый раз как употребляется слово «алгоритм», мы произносим имя выдающегося средневекового учёного Мухамед ибн Му ...

Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических трудах
Проблема общения - коммуникации занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. По утверждению М. С. Кагана первый серьёзный анализ общения как философской категории относится ещё к эпохе эллинской культуры. У Сократа и Платона впервые возникла этическая ...

Навигация