Волков знаком с 5 системами обучения. (его классификация):
1. Линейно-последовательная система обучения – учебный материал по предмету изучается последовательно: каждый учебник, предмет разбивается на главы, разделы, параграфы, каждый раздел является продолжением предыдущего и опирается на него. Связь между учебными предметами если и осуществляется, то очень слабо.
2. разорванная система обучения – разделы одного предмета не связаны один с другим, каждый изучается сам по себе, различные учебные предметы, входящие в программу обучения, между собой тоже не связаны и тоже изучаются самостоятельно.
3. параллельная система обучения – основана на внутрипредметных связях.
4. блочно-параллельная система обучения – в единый блок объединено несколько десятков разделов науки, техники и искусства, видов труда на основе возможности осуществления межпредметных связей.
5. основанная на ассоциативных связях – из изучаемого материала вычленяются главные, узловые вопросы и кодируются в опорных конспектах. При просмотре таких конспектов материал легко вспоминается.
Определение типов уроков
Педагог-новатор И. П. Волков выделяет 3 типа уроков:
1. Уроки накопления информации, на которых ученики изучают теоретические вопросы, овладевают навыками работы различными инструментами, работы на станках.
2. Уроки творчества. Обучающая творческая деятельность рассматривается Волковым, как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, изобретательности и т. д.
3. Уроки таланта. Выбор разных направлений работы с детьми: изобразительным искусством, фотографией, кино и т. д.
Данная книга может быть полезна как для учителей, так и для преподавателей детских специальных школ, а также для студентов педагогических учебных заведений.
При данных системах работы, проводимых Волковым, проявляется возможность прогнозировать поведение школьника в будущей профессиональной деятельности: круг профессий, по которым он может работать с наибольшим успехом, потенциальные возможности в профессиональной деятельности и т. д.
Создание в школе условий для длительного и многостороннего опробования учащимися своих сил в различных видах деятельности позволяет избежать многих ошибок при определении профессиональных возможностей молодёжи.
Волков, решив обучать школьников творчеству, не ошибся. Ведь его новаторская идея заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. Он ввёл школе с 4-го класса “Творческую книжку школьника”. Благодаря которой ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.
Как истинный педагог-новатор, Волков, считает, что развитие творческих способностей учеников надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать! Чем и занимается Игорь Павлович Волков.
Материалы по педагогике:
Создание и развитие системы высшего музыкального образования в г. Белгороде
Имея широкую сеть детских музыкальных школ, два средних учебных заведения, дающих музыкальное образование, город Белгород не имел долгое время высшего музыкально-образовательного учреждения. Получить высшее музыкальное образование можно было лишь покинув пределы города. Студенты из г.Белгорода обуч ...
История деловых игр
Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно. Самым близким предшественником деловых игр является зародившая в 17-18 веках военная игра. «Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как ...
Общая характеристика методов обучения русскому языку в коррекционной школе
Под методами обучения дидактике принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передает, а учащиеся усваивают знания, умения. В современной дидактике особое значение придается методам, развивающим способности учащихся, формирующим их мировоззрение. В ...