Праздник Новый год

Страница 1

Новый год - праздник международный и, бесспорно, один из самых древних и популярных в мире. Он ведет свое происхождение с незапамятных времен и насчитывает, по меньшей мере, 25 веков.

Считается, что обычай отмечать наступление нового года появился в Месопотамии. Как и у всех древних земледельческих народов, новый год у жителей Междуречья связывался с пробуждением природы. Полевые работы в этом государстве начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. В течение 12 дней шествия и карнавалы знаменовали победу светлого бога Мардука над богиней хаоса и смерти Тиамат. Само слово «карнавал» в переводе с вавилонского означает «корабль-море», ибо немало ритуалов этого праздника было связано с представлениями о плавании Мэрдука по Евфрату.

По одной из версий, традицию новогоднего празднования позаимствовали иудеи, находившиеся в вавилонском плену (во время правления Навуходоносора), от них она перешла к грекам и далее через римлян — к остальным народам Западной Европы.

На Руси первый день года именовался «новичком», а первый месяц года, март, назывался «сухой». В 492г великий князь Иоанн III утвердил постановление Московского собора считать началом года 1 сентября, то есть первый день месяца сбора дани, пошлин и оброков. Накануне царь являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или боярин, мог искать у него правды и милости. В последний раз осенний Новый год отмечали в 1698г . На празднике, устроенном воеводой Шейным, присутствовал сам Петр I с царицей Евдокией и малолетним царевичем Алексеем.

Петр Великий ради согласия с народами европейскими в «контрактах и трактатах» коренным образом изменил календарь и форму встречи нового года. В первый год ХVIIIв. монарх приказал вести летоисчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Праздновать Новый год царь установил по обычаям, заимствованным из Голландии и других стран Западной Европы. Отмечать Новый год любым иным образом 1 сентября было запрещено.

Однако еще в середине Х1Хв. простые россияне в разных местностях отмечали Новый год и 1 января, и 1 марта, и 1 сентября. В дореволюционной России народ вел свое времяисчисление преимущественно с зимнего солнцеворота — Спиридонова дня (25 декабря). Именно с этой даты начиналась подготовка к предстоящему году, поэтому обрядовая сторона праздника во многом носила хозяйственный характер. Прежде всего, человек стремился восстановить привычный ход вещей. Все славянские народы, например, жгли костры, что, по-видимому, было связано с представлениями о тепле, солнце, весне. С особым восприятием «первого дня» (как прообраза всего года) были связаны многочисленные гадания об урожае, о будущей семейной жизни. При этом гадание всегда осуждалось церковью, так как считалось, что оно невозможно без вмешательства нечистой силы. Опасаясь всякой нечисти, в начальные дни года, люди старались защитить свою семью и хозяйство различными обрядами и оберегами: рисовали углем или мелом кресты над дверьми и окнами домов, хозяйственных построек; в хлебных засеках ставили деревянные кресты из лучины, помещения окуривали ладаном и окропляли святой водой.

Российский Новый год сегодня невозможно представить без Деда Мороза, могучего сказочного старика с подарками. Христианский прототип дедов морозов и санта- Клаусов - канонизированный архиепископ Мир Ликийских, святитель Николай, чудотворец, родившийся в городе Патаре в Малой Азии в Ликии, малоазийской провинции Римской империи (ныне территория Турции).

Подарки — один из элементов, без которых немыслим этот праздник, как, впрочем, и обильный стол, каждое блюдо которого символизирует что-то хорошее.

С древнейших времен повсеместно был распространен обычай украшать на новый год жилище каким-либо растением. Кельты, например, приносили в дом омелу, а римляне — пальмовые ветви . К ХVI в. во многих странах стало принято украшать фольгой, сладостями и фруктами домашнюю елку. Так родился еще один обязательный атрибут современного Нового года.

Традиционные святочные ряжения стали частью новогоднего обряда, поэтому на празднике большую роль играли ряженые, которые часто составляли основную изюминку вечера. Естественно, самым главным событием праздника всегда была раздача подарков, приготовленных загодя, как и елочные украшения. Дарили их, как правило, родители или хозяева дома, где устраивалась елка. Чаще всего, их клали под елку или раскладывали на специальном столе, стоявшем отдельно. Вечер оканчивался тем, что детям разрешалось снять с елки все, что им понравилось .Обобранное дерево обычно уносили из помещения уже на следующий день после праздника.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Понятие о личности
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психоло ...

Современное состояние теории и практики использования пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения
Указанные положения классической дидактики сохраняют свое научное значение и для современного обучения. Разница состоит лишь в том, что в настоящее время весьма усовершенствована и получила широкое развитие система учебно-наглядных пособий, позволяющих сделать доступными наблюдению даже такие предм ...

Условия социальной адаптации детей к обучению
Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. В зависимости от того в каких условиях начинается учебный год первоклассника, процесс адаптации у детей всегда проходит по - разному. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления явля ...

Навигация