Организация опытно-экспериментальной работы по социализации детей с нарушением слуха

Материалы о педагогике » Социализация детей с ограниченными возможностями в условиях семьи и образовательного учреждения » Организация опытно-экспериментальной работы по социализации детей с нарушением слуха

Страница 1

Как показал теоретический анализ литературы, основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации – игра. Ведь любая совместная деятельность или игра – проверка способности людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу общего дела. Задача педагогов состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей.

Обучению играм уделяется большое значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения задач, развития речи и общения. Основная задача обучения игровой деятельности детей с нарушениями слуха – формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы – заместители и воображаемые предметы и действия, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр. В игре могут быть реализованы и другие, важные для психического развития ребенка с недостатками слуха задачи, например задачи нравственного развития связаны с возможностью отражения в играх отношений людей, норм поведения. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их.

Как бы хороши ни были методы социализации, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста - и младенческого, и дошкольного, и школьного;

метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.

Когда дело касается ребенка с нарушением слуха, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет, достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем.

В дошкольном возрасте у детей с нарушением слуха навыки нравственного поведения постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Приучая детей здороваться со своими товарищами, педагог использует и утренний приход в детский сад. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: "Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые". Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Одни здороваются охотно и приветливо, другие – только после напоминая, третьи – только не здороваются совсем или здороваются нехотя.

Очень часто дети с нарушением слуха испытывают трудности в общении. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей.

Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Поэтому в нашем исследовании для успешной социализации детей с нарушением слуха мы выбрали метод формирования коммуникативных способностей и нравственных норм средствами игр.

Оценочные критерии социализации:

Нравственные нормы поведения: здороваться, делиться с друзьями в игре, навык культурного поведения за столом, осознанно извиняться за нехорошие поступки, помогать взрослым по их просьбе

Коммуникативные способности детей: понимание ситуаций, уровень проявления организаторских способностей.

Опытно-эксперементальная работа состоит из последовательных этапов – констатирующий, формирующий, контрольный, каждый из которых требует определенных методик.

На первом этапе, констатирующем – исследуются характеристики дошкольника, изучаются статусная структура, определяются психологические особенности, влияющих на конфликты среди дошкольников и причины конфликтов.

Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики – важные диагностические показатели для последующих этапов опытно-эксперементальной работы.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Действие магнитного поля на проводник с током. Электроизмерительные приборы
Действие магнитного поля на проводник с током учащиеся уже наблюдали. Это явление лежит в основе действия многих технических устройств, и прежде всего — электродвигателей. Это обусловливает необходимость более детального изучения вопроса о действии магнитного поля на проводник с током. Для этой цел ...

Формы, методы и средства обучения работников внешнеэкономического отдела ОАО «Танеко» письменной деловой коммуникации
Формирование знаний, умений и навыков письменного делового общения мы понимаем как целенаправленный процесс создания системы специальных и использование естественно сложившихся ситуаций взаимодействия. В ходе и результате этого процесса создается устойчивая положительная мотивация к участию в письм ...

Разработка уроков по теме «Алгоритм»
Урок информатики в 9-м классе по теме "Понятие алгоритма" Цель урока: Работа над понятием «алгоритм». Задачи: Образовательные - Познакомить учащихся с понятием «алгоритм»; - Организовать совместную деятельность по изучению свойств алгоритма; - Рассмотреть виды алгоритмов; - Изучить формы ...

Навигация