Задача второго этапа – формирующего, разработать и реализовать мероприятия по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности.
На третьем этапе, контрольном, в результате проведенных диагностических процедур и реализации занятий проводится повторный срез и дается оценка эффективности предложенных занятий, а так же рекомендации педагогам.
Цель опытно экспериментальной работы заключалась в определении условий успешной социализации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения.
Для достижения цели поставлены задачи:
выявить уровень сформированности нравственных норм поведения и коммуникативных способностей;
разработать программу, где включены игры, направленные на успешную социализацию детей с нарушением слуха, тем самым повысить уровень сформированности нравственных норм поведения;
определить эффективность программы, направленной на успешную социализацию детей с нарушением слуха;
на основании полученных выводов в опытно-эксперементальной работе по социализации детей с нарушением слуха дать рекомендации.
В исследовании принимали участие дети специализированного ДОУ № 68 г.Благовещенска. Выборка проводилась по личным делам детей. В педагогическом эксперименте приняли участие 15 детей.
Данная опытно-эксперементальная работа должна подтвердить гипотезу исследования суть которой заключается в определении эффективных методов и способов успешной социализации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения.
В исследовании были использованы следующие методы:
Опрос – беседа
Цель: выяснить знание нравственных норм поведения
Дети должны дать ответы на вопросы:
Что по-твоему рассказал ей Миша?
Какие поступки мальчика тебе не понравились?
Как поступил бы на его месте ты?
Знания оценивались по пятибальной шкале:
за все правильные ситуации – отлично;
за 3 и более ситуации – хорошо;
за 2 ситуации – удовлетворительно;
за 1 ситуацию – плохо.
В беседе детям было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.
II. Наблюдение
Цель: установить уровень сформированности нравственных норм поведения
На этом этапе исследования велось наблюдение за поступками детей в реальной ситуации, т.е. велось стороннее наблюдение за поступками детей в течение нескольких дней, непосредственную помощь оказывал педагог группы. Уровень сформированности нравственных норм поведения определялся как:
Первый уровень – сформирована устойчивая привычка поведения
Второй уровень – привычки сформированы, но не устойчивые
Третий уровень – стадия формирования привычки
Четвертый уровень – привычки не сформированы
Уровень коммуникативных способностей детей определялся по двум аспектам: понимание специфики ситуации, в которой происходит взаимодействие и коммуникации со сверстниками были определены методом наблюдения, где оценочными критериями выступили: замкнутость – 1 балл, малообщителен – 2 балла и общителен – 3 балл. Оценка уровня коммуникаций : высокий уровень – 3 балла; средний уровень – 2-3 балла, низкий уровень 1-2 балла. Диагностические методики выявляли уровень развития представлений ребенка о состояниях других людей (взрослых и сверстников) в различных ситуациях общения и взаимодействия, а также о способах адекватного выражения отношения.
Материалы по педагогике:
Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей
старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам ур ...
Первый руководитель высшего педагогического образования в Башкирии
В Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан в фонде «Директор народных училищ Уфимской губернии» находится дело «О назначении действительного студента Императорского Новороссийского университета Александра Николаевича Лисовского преподавателем древних языков в Уфимскую ...
Исследование методов и средств, используемых учителем по формированию
знаний по физической культуре у школьников
Организация исследования проходила на базе МКОУ НОШ с. Ленинское, в период с 31 января 2012 года по 17 марта 2012 года. Участие принимали школьники 4А и 4Б классов, общее количество респондентов – 12 человек. Для исследования средств и методов по формированию системы знаний в сфере физической культ ...