Учебная мотивация, как и любая другая, является системным, иерархически структурированным образованием и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.
Учебная мотивация основывается на потребности — психическом состоянии, что характеризуется познавательной активностью ребенка, ее готовностью к усвоению знаний. Эмоциональное переживание познавательной потребности и ее удовлетворение является интересом.
Важной предпосылкой возникновения интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов этой деятельности, понимания ее содержания, осознания важности добытых знаний для собственной жизнедеятельности.
Необходимым условием развития интереса к содержанию учебы и собственно учебной деятельности является такая ее организация, которая дает возможность ученикам проявить интеллектуальную самостоятельность и инициативность. Поэтому на уроках стараюсь использовать такиезадания и вопросы, решение которых требует от учеников активной поисковой деятельности.
Важную роль в формировании интереса к учению играют создание проблемных ситуаций, посильная сложность учебного материала. Я стараюсьразнообразитьучебный материал и приемы учебной деятельности. Познания нового также должно основываться на ранее усвоенных знаниях. Большое значение в развитии интереса к обучению имеют его эмоциональная расцветка, личность педагога, формы его общения с учениками.
Разные виды интереса можно соотнести с определенными мотивационными ориентациями. О. Савонько и Н. Симонова выделяют четыре мотивационных наставления (на процесс, на результат, на оценку учителя и на «избежание неприятностей»), которые вместе с другими компонентами учебной мотивации определяют направленность, содержание и результаты учебной деятельности. Эффективность учения связана в первую очередь с ориентациями личности на процесс и результат, гораздо меньше — с ориентацией на оценивание учителя и почти вовсе не зависит от ориентации на «избежание неприятностей».
Таким образом, учебная деятельность предопределяется прежде всего внутренним мотивом, когда познавательная потребность личности «встречается» с предметом деятельности — формированием обобщенного способа действия — и «опредмечивается» в нем, а также с внешними мотивами (самоутверждение, престиж, обязанность, необходимость, достижение и т. п.). Существенно, хотя неоднозначно, на эффективность обучения влияет потребность в общении и доминировании.
В формировании мотивационной сферы надо учитывать эмоциональное отношение ученика к учению. Выделяют три типа такого отношения: отрицательное, нейтральное и положительное.
Важным элементом мотивационной сферы являются цели, которые обеспечивают реализацию мотивов. Мотивы соотносятся с учебной деятельностью в целом, а цели отвечают отдельным учебным действиям, обеспечивают их реальное выполнение. Процесс постановки целей требует определенных умений, уровень сформированности которых характеризует зрелость мотивационной сферы ученика. К таким умениям принадлежат:
ü обоснованный выбор одной из нескольких возможностей;
ü самостоятельная постановка и длительное удерживание цели;
ü постановка перспективных целей и их корректировки в зависимости от обстоятельств;
ü реализация поставленных целей, выбор адекватных средств реализации и преодоления возможных препятствий.
Установлены такие психологические детерминанты устойчивости учебной мотивации:
ü зависимость от исходного типа мотивационной структуры (преобладает процессуальная мотивация) придает структуре большей устойчивости;
Материалы по педагогике:
Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка
Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. Сказочное действо сообщает детям гораздо больше того, что содержится в сюжетных перипетиях и приключениях героев. ...
Организационно – педагогические условия, обеспечивающие формирование
мотивации в развитии креативности у школьников
Организационно-педагогические условия – это совокупность взаимосвязанных мер обеспечивающих целенаправленное управление образовательным процессом. В соответствии с принципом динамизма система организационных условий направлена на обеспечение развития образовательного процесса и включает в себя: пла ...
Создание и развитие системы начального музыкального образования
Принципиально новые задачи в области обучения и просвещения, возникшие после Октябрьской революции, и коренные изменения в системе общего образования, в направленности и методах обучения и воспитания сказались, естественно, на работе музыкальной школы. В полной мере открыть доступ трудящимся к музы ...