Специфика учебной мотивации и особенности ее формирования

Материалы о педагогике » Развитие мотивов учения и поведения в разные возрастные периоды » Специфика учебной мотивации и особенности ее формирования

Страница 1

Учебная мотивация, как и любая другая, является системным, иерархически структурированным образованием и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.

Учебная мотивация основывается на потребности — психическом состоянии, что характеризуется познавательной активностью ребенка, ее готовностью к усвоению знаний. Эмоциональное переживание познавательной потребности и ее удовлетворение является интересом.

Важной предпосылкой возникновения интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов этой деятельности, понимания ее содержания, осознания важности добытых знаний для собственной жизнедеятельности.

Необходимым условием развития интереса к содержанию учебы и собственно учебной деятельности является такая ее организация, которая дает возможность ученикам проявить интеллектуальную самостоятельность и инициативность. Поэтому на уроках стараюсь использовать такиезадания и вопросы, решение которых требует от учеников активной поисковой деятельности.

Важную роль в формировании интереса к учению играют создание проблемных ситуаций, посильная сложность учебного материала. Я стараюсьразнообразитьучебный материал и приемы учебной деятельности. Познания нового также должно основываться на ранее усвоенных знаниях. Большое значение в развитии интереса к обучению имеют его эмоциональная расцветка, личность педагога, формы его общения с учениками.

Разные виды интереса можно соотнести с определенными мотивационными ориентациями. О. Савонько и Н. Симонова выделяют четыре мотивационных наставления (на процесс, на результат, на оценку учителя и на «избежание неприятностей»), которые вместе с другими компонентами учебной мотивации определяют направленность, содержание и результаты учебной деятельности. Эффективность учения связана в первую очередь с ориентациями личности на процесс и результат, гораздо меньше — с ориентацией на оценивание учителя и почти вовсе не зависит от ориентации на «избежание неприятностей».

Таким образом, учебная деятельность предопределяется прежде всего внутренним мотивом, когда познавательная потребность личности «встречается» с предметом деятельности — формированием обобщенного способа действия — и «опредмечивается» в нем, а также с внешними мотивами (самоутверждение, престиж, обязанность, необходимость, достижение и т. п.). Существенно, хотя неоднозначно, на эффективность обучения влияет потребность в общении и доминировании.

В формировании мотивационной сферы надо учитывать эмоциональное отношение ученика к учению. Выделяют три типа такого отношения: отрицательное, нейтральное и положительное.

Важным элементом мотивационной сферы являются цели, которые обеспечивают реализацию мотивов. Мотивы соотносятся с учебной деятельностью в целом, а цели отвечают отдельным учебным действиям, обеспечивают их реальное выполнение. Процесс постановки целей требует определенных умений, уровень сформированности которых характеризует зрелость мотивационной сферы ученика. К таким умениям принадлежат:

ü обоснованный выбор одной из нескольких возможностей;

ü самостоятельная постановка и длительное удерживание цели;

ü постановка перспективных целей и их корректировки в зависимости от обстоятельств;

ü реализация поставленных целей, выбор адекватных средств реализации и преодоления возможных препятствий.

Установлены такие психологические детерминанты устойчивости учебной мотивации:

ü зависимость от исходного типа мотивационной структуры (преобладает процессуальная мотивация) придает структуре большей устойчивости;

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Специфика изучения зарубежной драматургии в трудах литературоведов и методистов
Многовековая история искусства драматургии от эпохи Античности до наших дней отразила в себе наиболее яркие и значимые явления и тенденции развития человеческого общества. Стремясь отразить наиболее острые и значимые для человека своего времени проблемы бытия в сценическом действии, драматургия ста ...

Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе
В работах многих педагогов и психологов, ведущих методистов-географов (P.M. Грановская, А.М. Матюшкин, П.А. Оржековский, Л.М. Панчешникова, Д.П. Финаров, И.В. Душина и другие) отмечается, что в существующей системе образования недостаточно внимания уделяется целому пласту человеческого опыта - опыт ...

Техника организации личного труда
Понятие «техника личного труда» включает в себя совокупность средств, орудий труда, а также простых, но совершенных приспособлений, автоматизированных приемов, применяемых в процессе педагогической деятельности и способствующих повышению ее эффективности. Основное назначение техники личного труда п ...

Навигация