Специфика учебной мотивации и особенности ее формирования

Материалы о педагогике » Развитие мотивов учения и поведения в разные возрастные периоды » Специфика учебной мотивации и особенности ее формирования

Страница 2

ü более устойчивой является структура, в которой процессуальная и результативная мотивационные ориентации занимают первое и второе места;

ü личностная значимость предметного содержания деятельности;

ü вид учебного задания.

Но когда ученик сам тянется к знаниям, образованию? Тогда, когда им двигают внутренние побуждения к учебным действиям или учебной деятельности в целом, т.е. мотивы. В роли мотивов могут выступать потребности, интересы, убеждения, установки, ценности и идеалы. К учебе ученика побуждает не один мотив, а ряд мотивов разного свойства. Каждый из них выступает во взаимодействии с другими.

В практической педагогике вся многогранность мотивов учебной деятельности учеников объединяется в три взаимосвязанные группы.

Непосредственно-побудительные мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, любопытство, внешне привлекательные атрибуты; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (за выполненное задания), боязнь получить отрицательную оценку, наказание, страх перед учителем, родителями, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т. п.

Перспективно-побудительные мотивыосновываются на понимании значимости знания вообще; учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически прикладного значения предмета, тех или других конкретных знаний и умений; связь учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создания семьи и т. п.); надежда на получение в перспективе награды; развитое чувство долга, ответственности.

Интеллектуально-побудительные мотивыбазируются на получении удовольствия от самого процесса познания; интерес к знаниям, любознательность, попытка расширить свой культурный уровень, завладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т. п.

Среди интеллектуально-побудительных мотивов особенное место занимают познавательные интересы и потребности.Принято выделять уровни познавательного интереса и в соответствии с ними определять пути и создавать условия его формирования. Низший, элементарный уровень познавательного интереса обусловливается вниманием к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу. Второму уровню свойственный интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Третий, высший уровень оказывается в интересе к глубоким теоретическим проблемам в творческой деятельности с целью усвоения знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса свидетельствует о наличии познавательной потребности.

Таким образом, мотивация учения – это система стойких мотивов, которая определяет конкретную активную учебно-познавательную деятельность ученика.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Социализация как социально-педагогическое явление
О понятии «социализация» В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, ко ...

Влияние компьютерных игр на развитие
Компьютерные игры способны вызвать психологическую зависимость. Особенно опасны они для школьников и молодых людей с неокрепшей еще психикой. Различное влияние компьютерных игр на психику индивида объясняется так же специальными приемами, которыми обычно пользуются разработчики компьютерных игр. Та ...

Подготовка и проведение практического занятия
В ходе педагогической практики было проведено открытое практическое занятие по курсу «Станки и станочные комплексы». Практическое занятие проходило в форме лабораторной работы. Подготовка к занятию заключалась в детальном изучении материала по теме, составлении развернутого конспекта, который основ ...

Навигация