ü более устойчивой является структура, в которой процессуальная и результативная мотивационные ориентации занимают первое и второе места;
ü личностная значимость предметного содержания деятельности;
ü вид учебного задания.
Но когда ученик сам тянется к знаниям, образованию? Тогда, когда им двигают внутренние побуждения к учебным действиям или учебной деятельности в целом, т.е. мотивы. В роли мотивов могут выступать потребности, интересы, убеждения, установки, ценности и идеалы. К учебе ученика побуждает не один мотив, а ряд мотивов разного свойства. Каждый из них выступает во взаимодействии с другими.
В практической педагогике вся многогранность мотивов учебной деятельности учеников объединяется в три взаимосвязанные группы.
Непосредственно-побудительные мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, любопытство, внешне привлекательные атрибуты; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (за выполненное задания), боязнь получить отрицательную оценку, наказание, страх перед учителем, родителями, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т. п.
Перспективно-побудительные мотивыосновываются на понимании значимости знания вообще; учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически прикладного значения предмета, тех или других конкретных знаний и умений; связь учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создания семьи и т. п.); надежда на получение в перспективе награды; развитое чувство долга, ответственности.
Интеллектуально-побудительные мотивыбазируются на получении удовольствия от самого процесса познания; интерес к знаниям, любознательность, попытка расширить свой культурный уровень, завладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т. п.
Среди интеллектуально-побудительных мотивов особенное место занимают познавательные интересы и потребности.Принято выделять уровни познавательного интереса и в соответствии с ними определять пути и создавать условия его формирования. Низший, элементарный уровень познавательного интереса обусловливается вниманием к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу. Второму уровню свойственный интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Третий, высший уровень оказывается в интересе к глубоким теоретическим проблемам в творческой деятельности с целью усвоения знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса свидетельствует о наличии познавательной потребности.
Таким образом, мотивация учения – это система стойких мотивов, которая определяет конкретную активную учебно-познавательную деятельность ученика.
Материалы по педагогике:
Динамика речевого развития детей экспериментальной группы
Цель формирующего эксперимента: выявить характер звукопроизношения детей экспериментальной группы после проведенной коррекционно-логопедической работы с использованием произведений детского фольклора. Итоговый эксперимент проводился нами в группе дошкольников, участвовавших в предыдущих двух сериях ...
Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
необходимо определить, что представляет собой отношение в современных условиях. На психологическом уровне проблема отношений детально рассматривается В.Н Мясищевым, который пишет, что отношение – сознательная и активная система временных связей человека с окружающей действительностью. Отношение - ф ...
Факультативные занятия по математике и методика их проведения
Факультативные занятия по математике ведутся в школе с 7 класса со следующим числом недельных часов: 7 класс – 1 час, 8 класс -1 час, 9 - 2 часа. Главной целью факультативных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математиче ...