ü более устойчивой является структура, в которой процессуальная и результативная мотивационные ориентации занимают первое и второе места;
ü личностная значимость предметного содержания деятельности;
ü вид учебного задания.
Но когда ученик сам тянется к знаниям, образованию? Тогда, когда им двигают внутренние побуждения к учебным действиям или учебной деятельности в целом, т.е. мотивы. В роли мотивов могут выступать потребности, интересы, убеждения, установки, ценности и идеалы. К учебе ученика побуждает не один мотив, а ряд мотивов разного свойства. Каждый из них выступает во взаимодействии с другими.
В практической педагогике вся многогранность мотивов учебной деятельности учеников объединяется в три взаимосвязанные группы.
Непосредственно-побудительные мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, любопытство, внешне привлекательные атрибуты; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (за выполненное задания), боязнь получить отрицательную оценку, наказание, страх перед учителем, родителями, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т. п.
Перспективно-побудительные мотивыосновываются на понимании значимости знания вообще; учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически прикладного значения предмета, тех или других конкретных знаний и умений; связь учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создания семьи и т. п.); надежда на получение в перспективе награды; развитое чувство долга, ответственности.
Интеллектуально-побудительные мотивыбазируются на получении удовольствия от самого процесса познания; интерес к знаниям, любознательность, попытка расширить свой культурный уровень, завладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т. п.
Среди интеллектуально-побудительных мотивов особенное место занимают познавательные интересы и потребности.Принято выделять уровни познавательного интереса и в соответствии с ними определять пути и создавать условия его формирования. Низший, элементарный уровень познавательного интереса обусловливается вниманием к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу. Второму уровню свойственный интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Третий, высший уровень оказывается в интересе к глубоким теоретическим проблемам в творческой деятельности с целью усвоения знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса свидетельствует о наличии познавательной потребности.
Таким образом, мотивация учения – это система стойких мотивов, которая определяет конкретную активную учебно-познавательную деятельность ученика.
Материалы по педагогике:
Организация и методы исследования нарушений произношения у дошкольников со
стертой дизартрией
Обследование детей с дизартрией строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и его возраста. Чем младше ребенок, чем ниже общий уровень его речевого развития, тем больше ...
Общее содержание работы по коррекции нарушений и развитию фонетической
системы языка
Известно, что у детей с нарушениями речи, имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или ее несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен то ...
Теоретические основы формирования диалогического высказывания у детей дошкольного
возраста с ОНР
Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу - один из показателей сформированности индивида как личности. А. Г. Арушанова, Г. Г. Кравцов, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, Т. А. ...