Возрастные аспекты воспитания и обучения

Страница 1

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

Воспитание детей, подростков, юношества направлено на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства достоинства, творческой активности и критического мышления.

Невзирая на разницу в возрасте и в системе ценностей, любые взаимоотношения с ребенком-дошкольником должны строиться с позиции взрослого человека. Ребенок должен всегда знать, что взрослые видят его реальный потенциал и что там, где он может расти, его будут стимулировать, а там, где он еще беспомощен, ему помогут.

Иерархию ценностей ребенок-дошкольник всегда перенимает от взрослых. Он воспринимает предметы как что-то ценное, если взрослый считает их ценными, внутреннюю ценность он понять еще не способен.

С приобретением практического опыта и развитием познавательной и общественной направленности у ребенка-дошкольника формируются стремления к самостоятельности. Самостоятельность является всегда продуктом подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, понятнее усвоил ребенок правила поведения, тем более широкие у нее возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых условиях. Растет значение активной деятельности самого ребенка. Онарегламентируется известными и понятными ему правилами поведения. Последовательное их применениевоспитателем и соответственно обоснованная оценка действий детей, которые придерживаются или нарушают определенное правило, становятся критерием их оценки и самооценки, основой их морального поведения. Повседневное действие по правилам обеспечивает формирование в дошкольников самых сложных привычек: бытовых, культурных, моральных.

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредотачиваются на восприятии «неинтересного» материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать учение более занимательным.

Важным условием развития моральных знаний младших школьников являются положительные изменения в их мышлении.

Поэтому, кроме анализа естественных моральных ситуаций, которые возникают в общении со взрослыми и сверстниками, необходима целеустремленная воспитательная работа. При этом важны такие формы работы, как коллективное чтение и обсуждение рассказов с моральным содержанием, создание на уроках специальных проблемных ситуаций, в которых ставится задание научить детей анализировать поведение и чувства героев, сравнивать представленную в литературном произведении моральную ситуацию с аналогичными жизненными ситуациями. Благодаря этому школьники учатся осуществлять «перенос» непосредственно данного в рассказе морального содержания на моральные явления из реальной жизни детей.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Навигация