Возрастные аспекты воспитания и обучения

Страница 4

Таким образом, зная возрастные особенности ребенка, можно охарактеризовать мотивацию учения и поведения школьников так:

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и обучения представляет исключительный интерес для всех людей. Никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком (социально-педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей) невозможно без учета особенностей его мотивации.

В качестве мотивов выступают внутренние побуждения личности к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением определенных потребностей (физиологических, эстетических, потребность в безопасности, в признании, в самоактуализации, в познании и понимании и др.).

На формирование потребности в овладении знаниями существенно влияет ситуация, в которой ученик переживает удовлетворение от своих успехов в обучении. Этот фактор эффективен во всех случаях. Прежде всего он важен для неуспевающих учащихся, особенно тогда, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и вырастают, когда ученик теряет веру в свой успех, перестает учиться, выявляет отрицательное отношение к учению. Стараюсь своевременно создавать для таких школьников ситуацию успеха, которая стимулирует удовлетворение, чувство радости, вселяет веру в свои силы. Учащийся начинает понимать, что ситуация не безнадежна, что его усилия, направленные на овладение знаниями, могут давать положительные результаты. Для способных учеников, когда обучение дается легко, ситуация интеллектуального удовлетворения возникает тогда, когда преодолевается более высокий уровень трудностей.

В целом в своей работе применяю следующее:

ü определяю задачи формирования мотивации в разном возрасте с учётом перспектив, ориентируясь на «завтрашний день развития»;

ü выясняю состояние мотивации учения у своих учеников;

ü организую виды активной деятельности школьника, осуществляю широкую воспитательную работу, включаю школьника в специально созданные педагогические ситуации, организую выполнение заданий, направленных на осознание своей мотивационной сферы, тренировку приемов целеполагания.

Таким образом, изучение проблемы по формированию учебной и поведенческой мотивации является актуальной и сегодня. Как было уже отмечено, современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Поэтому главными задачами являются: научить школьников учиться и хотеть учиться, развивать у них познавательный интерес и повысить его уровень.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по педагогике:

Культурно-массовая работа в классе, организуемая представителями родительского комитета
Культурное развитие личности ребенка – одна из неотъемлемых частей учебно-воспитательного процесса. Поэтому и задача школы, и задача семьи – повысить степень приобщения ребенка к культурному наследию общества, а также обеспечить такие формы работы в классе, которые способствовали бы формированию чу ...

Значение и место жанра фортепианной сонаты в творчестве Й. Гайдна и В.А. Моцарта
К фортепианной сонате, как и к симфонии, Гайдн обращался на протяжении всего своего творческого пути. Работа над этими жанрами шла параллельно , но творческие задачи, которые ставил себе композитор в одном и другом случае, заметно отличались. Сама специфика камерной сольной музыки побуждала его зде ...

Значение проектов. Модели педагогического проектирования
У педагогического моделирования есть «термен-партнер», часто сопровождающий его в научных тестах, -это проектирование. Слово «проект» имеет несколько значений и почти все они имеют отношение к педагогике. Во-первых, проект- это предварительный (предположительный) тест какого-либо документа. Во-втор ...

Навигация