Возрастные аспекты воспитания и обучения

Страница 4

Таким образом, зная возрастные особенности ребенка, можно охарактеризовать мотивацию учения и поведения школьников так:

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и обучения представляет исключительный интерес для всех людей. Никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком (социально-педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей) невозможно без учета особенностей его мотивации.

В качестве мотивов выступают внутренние побуждения личности к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением определенных потребностей (физиологических, эстетических, потребность в безопасности, в признании, в самоактуализации, в познании и понимании и др.).

На формирование потребности в овладении знаниями существенно влияет ситуация, в которой ученик переживает удовлетворение от своих успехов в обучении. Этот фактор эффективен во всех случаях. Прежде всего он важен для неуспевающих учащихся, особенно тогда, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и вырастают, когда ученик теряет веру в свой успех, перестает учиться, выявляет отрицательное отношение к учению. Стараюсь своевременно создавать для таких школьников ситуацию успеха, которая стимулирует удовлетворение, чувство радости, вселяет веру в свои силы. Учащийся начинает понимать, что ситуация не безнадежна, что его усилия, направленные на овладение знаниями, могут давать положительные результаты. Для способных учеников, когда обучение дается легко, ситуация интеллектуального удовлетворения возникает тогда, когда преодолевается более высокий уровень трудностей.

В целом в своей работе применяю следующее:

ü определяю задачи формирования мотивации в разном возрасте с учётом перспектив, ориентируясь на «завтрашний день развития»;

ü выясняю состояние мотивации учения у своих учеников;

ü организую виды активной деятельности школьника, осуществляю широкую воспитательную работу, включаю школьника в специально созданные педагогические ситуации, организую выполнение заданий, направленных на осознание своей мотивационной сферы, тренировку приемов целеполагания.

Таким образом, изучение проблемы по формированию учебной и поведенческой мотивации является актуальной и сегодня. Как было уже отмечено, современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Поэтому главными задачами являются: научить школьников учиться и хотеть учиться, развивать у них познавательный интерес и повысить его уровень.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по педагогике:

Особенности развития творческой игры у детей старшего дошкольного возраста
В трудах отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, М. Монтессори, К. Кофка и других) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Особое значение игра приобретает в коррек ...

Педагогические технологии
Для успешного развития личности школьника в сфере физической культуры невозможно без широкого использования современных педагогических технологий в образовательном (воспитательном) процессе (ИКТ, проектные, исследовательские, развивающего обучения и др.). В процессе обучения учащихся и формирования ...

Условия организации управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий в процессе изучения английского языка
Сегодня в условиях всемирной глобализации развитие информационных технологий приводит к образованию новых способов использования Интернета. В настоящее время в мире наблюдается последовательное и устойчивое движение к построению информационного общества, которое призвано создавать наилучшие условия ...

Навигация