Социально-педагогическая виктимология

Материалы о педагогике » Понятие социальной педагогики » Социально-педагогическая виктимология

Страница 2

Какие же существуют объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации? Их достаточно много:

Суровые природно-климатические условия страны, региона, местности, экологические особенности местности, геопатогенные зоны, экологическое загрязнение - повышенный уровень радиации, загазованности, загрязненности воды, воздуха, высокий уровень шума и т.п. могут оказывать пагубное влияние на физическое и психическое развитие человека, на его здоровье, психику, поведение, повышая уровень и криминального, антисоциального поведения (алкоголизм, наркомания, самоубийства и т.п.);

Фактором виктимизации человека могут стать общество и государство, в которых он живет;

Хотя в любом обществе бывают инвалиды и сироты, но условия их социализации сильно различаются в зависимости от уровня экономического развития общества и социальной политики государства: инвестиции в сферу социальной защиты и общественного призрения, системы социальной реабилитации, профессиональной подготовки и трудоустройства, законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов (органов управления, общественных фондов, производственных и коммерческих предприятий и т.д.). Соответственно статус и субъективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных обстоятельств;

Во многих странах имеются группы мигрантов из других стран, а также из деревни в город, из региона в регион, но то, какая часть из них станет жертвами и какого типа (безработными, алкоголиками, преступниками и др.) зависит от уровня социально-культурного развития общества и государственной политики. В частности, количество жертв среди мигрантов зависит от меры терпимости общества к их культурным и социально-психологическим особенностям, а также от системы мер по их экономической поддержке, социально-психологической и культурной адаптации к новым для них условиям жизни;

В истории различных обществ бывают катастрофы, в результате которых происходит виктимизация больших групп населения: войны, стихийные бедствия, землетрясения, наводнения, депортации народов или социальных групп. Эти катастрофы делают своими жертвами как тех, кто непосредственно ими был затронут, так и оказывают влияние на виктимизацию нескольких поколений их потомков и на общество в целом.

Виктимизация в подобных случаях связана не только с возникновением психических травм и пограничных состояний, но и таких социальных явлений, как появление "потерянных поколений", т.е. массовой утратой социальной и личностной идентичности, смысла жизни и перспективы. Возможная минимизация последствий подобных катастроф зависит от специальных усилий общества и государства. Восстановление разрушенных поселений, создание нормальных условий жизни - одно из направлений деятельности государственных структур. Другое - преобразование общественно-политического строя и изменение социально-психологической атмосферы в обществе, восстановление справедливости по отношению к депортированным и их потомкам. Важное значение имеет создание системы реабилитации (медицинской, психологической, профессиональной, социальной) жертв катастрофы (преодоление "афганского синдрома").

Специфические виктимогенные факторы образуются в обществах, переживающих период нестабильности в своем развитии. Сейчас стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности старших групп населения, к формированию у младших поколений принципиально иных, новых ценностных ориентации, что в комплексе приводит к росту "жертв" среди старших, средних и молодых групп населения. В результате возросло число и разных типов жертв неблагоприятных условий социализации (правонарушители, наркоманы, проститутки, безработные, бомжи и нищенские слои населения). В городах, где при закрытии предприятий наблюдается массовая безработица, где низкий культурный уровень населения, очень велика возможность массовой алкоголизации, аморального и противоправного поведения. Если среди жителей велик процент освободившихся из мест заключения (а есть местности, где он превышает 30%, социально-психологический климат имеет явно антисоциальный и криминальный характер, что способствует появлению большого числа маргиналов, правонарушителей, алкоголиков, наркоманов, психически травмированных, инвалидов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Единство образования и самообразования
Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах: 1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; 2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни ...

Особенности овладения слоговой структурой слова детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией
Ребенок не сразу овладевает умениями воспроизводить все слоги слова: сначала наблюдаются пропуски слогов (элизии). При овладении слоговой структурой слова ребенок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появл ...

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11–12 до 14–15 лет). В этот короткий по а ...

Навигация