Социальные работники и социальные педагоги по роду своей деятельности призваны оказывать необходимую социальную, психологическую и педагогическую помощь, поддержку, коррекцию указанным разнообразным типам "жертв", а для этого в рамках социальной педагогики анализируется:
Когда и каким образом общество и государство приступают к созданию специальных условий для существования людей, отнесенных к тому или иному типу жертв, каков характер этих условий (преференциальный, репрессивный), какие тенденции свойственны этому процессу;
Обстоятельства и виды опасностей, столкновение с которыми на различных возрастных этапах развития человека в конкретном обществе грозит ему стать жертвой неблагоприятных условий социализации;
Существующие в обществе типы жертв и их количество, характер зависимости типов и количества жертв от тех или иных социокультурных особенностей и социальной практики;
Социальные установки и стереотипы различных этнических, религиозных, социокультурных и половозрастных групп, определяющие характер их восприятия тех или иных типов жертв, отношение к ним и поведение, реализуемое во взаимодействии с ними;
Пути разработки методов диагностики виктимности человека, его предрасположенности стать потенциальной жертвой того или иного типа; методов диагностики виктимогенности групп и микросоциума;
Существующие в разных странах системы, содержания, формы и методы профилактики виктимности, реабилитации, адаптации, воспитания тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации;
В реальные задачи по профилактике коррекции виктимогенных факторов социализации, по работе с конкретными типами жертв неблагоприятных условий социализации;
Содержание, формы и методы профилактики, минимизации, коррекции, компенсации по отношению к различным типам жертв неблагоприятных условий социализации в зависимости от их пола, возраста, социокультурной принадлежности с учетом этнокультурной, региональной, поселенческой среды их обитания.
Для реализации гуманистической функции социальной педагогики исследование любых проблем, связанных с развитием людей - жертв неблагоприятных условий социализации, необходимо, поскольку оно позволяет: гуманизировать социальное воспитание; определить реальные и оптимальные на конкретном этапе развития общества и государства задачи и средства помощи различным категориям социально незащищенных людей; обосновать рекомендации по совершенствованию законодательства, социальной политики и практики по отношению к тем или иным типам жертв неблагоприятных условий социализации.
Таким образом, социально-педагогическая виктимология, будучи составной частью социальной педагогики, решает определенный круг задач: во-первых, исследуя развитие людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений; во-вторых, изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализации, определяет возможности общества, государства, институтов и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик; в-третьих, выявляя типы виктимных людей различного возраста, сенситивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогическае рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертвы социализации.
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей.
Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов. Полученные в этих разделах знания в синтезе позволяют охватить социальное воспитание как один из видов социальной практики и выработать определенные подходы и рекомендации по его совершенствованию.
Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа.
Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей задачей дать научную картину социально-педагогической действительности всем тем, кому предстоит в своей профессиональной деятельности работать с людьми в качестве педагогов, социальных работников, организаторов и руководителей.
Материалы по педагогике:
Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в норме
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Пониман ...
Специфика делового общения
Каждый человек в процессе жизнедеятельности выполняет множество функций: служебные, семейные, в ходе реализации которых складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Это обуславливает наличие разных видов общения: личностное, деловое и т.д. Деловое общение определяется как ви ...
Психологическая характеристика на учащегося
Кирилл К., 12 лет, учится в 6 классе Донецкого лицея №71 Семья: мама, папа и Кирилл. Мама – мастер маникюра и педикюра, папа – директор завода. В семье взаимоотношения – нормальное, но иногда в семье возникают конфликты по поводу успеваемости и поведения Кирилла. Жилищные и материальные условия – в ...