Теории и виды образования

Страница 1

На содержание образования оказывают большое влияние методологические позиции разных ученых-педагогов.

Рассмотрим теории образования, которые влияли в прошлом на содержание школьного образования. Теория формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставила целью не столько овладение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, их способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считалось изучение греческого и латинского языков, математики.

Теория материального образования (Спенсер) доказывала, что обучать надо преимущественно естественнонаучным знаниям, критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности для жизни, для непосредственной практической деятельности учащихся в будущем.

Весьма аргументирование критиковал теории формального и материального образования К. Д. Ушинский. Он отмечал, что так называемое «формальное развитие», оторванное от усвоения знаний, есть пустая выдумка, надо не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями, которые были бы полезными в дальнейшей деятельности. В то же время нельзя сводить обучение лишь к утилитарной пригодности, поскольку знания, связанные с жизнью опосредованно не менее важны, чем прикладные знания. Например, древняя история не может быть непосредственно приложима к практической деятельности людей, но, тем не менее, необходима для обогащения кругозора людей, для формирования миропонимания и уяснения закономерностей исторического развития человечества.

Известный представитель прагматизма в педагогике Джон Дьюи внедрял идею о необходимости положить в основу школьного образования организацию практической деятельности детей, вооружив их умениями и навыками в различных сферах жизни. Он утверждал: «Материал обучения нужно брать из опыта ребенка», «Ребенок должен определять как качество, так и количество обучения», «Заранее составленные учебные курсы не нужны». Его последователь У. Килпатрик в 20-е гг. XX в. разработал «проектную систему обучения», когда дети, исходя из своих интересов, проектировали вместе с учителем решение какой-либо практической задачи, например сооружение игрушечного домика, включались в практическую деятельности и в ходе ее овладевали теми или иным) сведениями по языку, математике и другим предметам. Эта теория способствовала снижению уровня образования в массовой школе.

Образование - это результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.

Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Важным этапом в системе образования является начальная школа. Сюда ребенок попадает в возрасте семи лет и готовится к получению основных знаний до десяти, одиннадцати лет. Отличительной чертой начальной школы является, наличие всего нескольких преподавателей и более лояльная, можно сказать игровая форма обучения. Начальная школа призвана обеспечить ребенка знаниями, на базе которых будет проводиться его дальнейшее обучение в школе.

Школьное обучение, включая начальную школу, длится от девяти до одиннадцати лет, в зависимости от категории учебного заведения и личного выбора учащихся. Общепринятой нормой является, то, что до девятого класса ребенок в школе получает неполное среднее образование, а до одиннадцатого полное среднее образование.

Аттестат о получении среднего образования дает возможность ученику поступить в дальнейшем в училище, техникум или какое либо высшее учебное заведение. Отдавая ребенка в школу, родители сталкиваются с непростым выбором, раньше, когда существовали только лишь общеобразовательные школы, такой проблемы не было, теперь же в России появились школы различных направлений; гуманитарные, физико-математические, с углубленным изучением иностранных языков и так далее.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Организация дидактических игр в подготовительной школе группе
Особенностями умственного развития детей седьмого года жизни являются их взрослые способности к более углубленному анализу и синтезу: умения выделить как общие так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключе ...

Психолого-педагогическое обоснование актуальности изучения зарубежной драматургии в 9 классах
Воздействие искусства и литературы на формирование характера человека, на его мировоззрение, жизненные установки, сущностные особенности художественного восприятия – проблема как искусствоведческая, так и психологическая. Исследование восприятия драматического произведения учащимися средней школы и ...

Результаты наблюдений за тренировочными занятиями боксеров и последующего собеседования с тренерами
Результаты наблюдений за традиционными тренировками по боксу показали соотношение (по времени) использования тренерами продуктивных и репродуктивных методов (рис. 2). В ходе собеседования тренера ответили на вопрос: «Почему же, несмотря на ряд достоинств, проблемное обучение не имеет большого распр ...

Навигация