Личностные особенности педагога

Страница 1

Несмотря на то, что каждый человек – неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «педагог» также должны быть общие, специфические черты.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.). Во-вторых, педагог должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учителя. В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика. Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения. В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, то есть «фасилитатора», по К. Роджерсу. Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг.

Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами-заповедями его психолого-педагогической деятельности: уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе); постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других); передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.

Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика. В качестве специальных способностей можно выделить следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.

«Определяя личностную характеристику педагога, важно помнить, что он работает в сфере «человек - человек», которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений» .

Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемая «гуманистическое пространство» (И.Д. Демакова). В создании такого пространства педагог занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя слово, дело и наблюдение (диагностику), педагог создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку, можно определить основное правило - «Правило 7У»: «уверенность» - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Педагог гарант соблюдения прав ребенка; «успешность» - берясь за любое дело, педагог должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему; «удивительность» - надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем»; «убедительность» - уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела; «уважительность» - необходимо взаимное уважение; уважаешь мнение детей, они уважают твое. Воспитание без уважения - подавление; «уравновешенность» - в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать; «улыбчивость» - без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика детей контрольной и экспериментальной групп
Эксперимент проводился на базе ГБДОУ «Детский сад №67» и ГДОУ «Детский сад № 35» Московского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до 6 лет 7 месяцев: 10 детей экспериментальной группы с тяжелым нарушением речи – общим недоразвити ...

Воспитательная работа с учащимися начальных классов как средство формирования у них познавательного интереса
В целостной системе школьного воспитания выделяются две главные подструктуры: дидактическая и воспитание в узком смысле. Каждая из них имеет свою специфику, учет которой становится стержневым условием формирования познавательного интереса как интегрального личностного образования. Ибо создание сист ...

Формы работы родительского комитета
Существуют разные формы работы родительского комитета. Одной из распространенных из них является оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе: это – посещение театров, музеев, организация туристических и познавательных поездок. Также речь может идти и об организации классных праздни ...

Навигация