Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Наиболее существенные и важные компоненты воспитательной системы класса:
Индивидно-групповой.
Ценностно-ориентационный.
Пространственно-временной.
Функционально-деятельностный.
Диагностико-аналитический.
Индивидно-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса классный руководитель (воспитатель); учащиеся; их родители; педагоги и другие взрослые.
Ценностно-ориентационный компонент: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Функционально-деятельностный компонент:
- системообразующий вид деятельности классного сообщества;
- основные функции воспитательной системы;
- педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
Пространственно-временной компонент:
- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
- этапы становления и развития воспитательной системы.
Диагностико-аналитический компонент:
- критерии эффективности воспитательной системы;
- методы и приемы изучения её результативности;
- формы и способы анализа, оценка и интерпретация полученных результатов.
Целевые ориентации
Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника.
Развитие субъективности ребенка.
Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младшего школьника.
Педагогическая поддержка творческих устремлений и действий учащихся.
Воспитание уважительного и ответственного отношения к труду.
Создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим.
Развитие любознательности и познавательных интересов учащихся.
Сплочение классного коллектива.
Концептуальные положения
А.С. Макаренко: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
Принцип самоактуализации.
Принцип индивидуальности.
Принцип субъективности.
Принцип выбора.
Принцип творчества и успеха.
Принцип доверия и поддержки.
Класс – личность: класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие роли:
образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;
защитную, связанную прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;
интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его (Н.Л. Селиванова);
эмоциональное и духовно-нравственное насыщение жизненного пространства.
Материалы по педагогике:
Общая характеристика методов обучения русскому языку в коррекционной школе
Под методами обучения дидактике принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передает, а учащиеся усваивают знания, умения. В современной дидактике особое значение придается методам, развивающим способности учащихся, формирующим их мировоззрение. В ...
Становление новой системы музыкального образования в г. Белгороде
«После решенной задачи величайшего в мире политического переворота перед нами стали иные задачи - задачи культурные… Задача подъема культуры - одна из самых очередных». Для решения этой задачи были мобилизованы все силы и средства не только в столице Советской власти, но и на территории всей страны ...
Формирование готовности
ребенка к школе средствами дидактической игры
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. ...