Технология воспитательной работы с коллективом класса

Страница 1

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Наиболее существенные и важные компоненты воспитательной системы класса:

Индивидно-групповой.

Ценностно-ориентационный.

Пространственно-временной.

Функционально-деятельностный.

Диагностико-аналитический.

Индивидно-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса классный руководитель (воспитатель); учащиеся; их родители; педагоги и другие взрослые.

Ценностно-ориентационный компонент: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

Функционально-деятельностный компонент:

- системообразующий вид деятельности классного сообщества;

- основные функции воспитательной системы;

- педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

Пространственно-временной компонент:

- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;

- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;

- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;

- этапы становления и развития воспитательной системы.

Диагностико-аналитический компонент:

- критерии эффективности воспитательной системы;

- методы и приемы изучения её результативности;

- формы и способы анализа, оценка и интерпретация полученных результатов.

Целевые ориентации

Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника.

Развитие субъективности ребенка.

Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младшего школьника.

Педагогическая поддержка творческих устремлений и действий учащихся.

Воспитание уважительного и ответственного отношения к труду.

Создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим.

Развитие любознательности и познавательных интересов учащихся.

Сплочение классного коллектива.

Концептуальные положения

А.С. Макаренко: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Принцип самоактуализации.

Принцип индивидуальности.

Принцип субъективности.

Принцип выбора.

Принцип творчества и успеха.

Принцип доверия и поддержки.

Класс – личность: класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие роли:

образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;

воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;

защитную, связанную прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;

компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;

интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его (Н.Л. Селиванова);

эмоциональное и духовно-нравственное насыщение жизненного пространства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Организация экспериментально - практической работы и её результат
В процессе написания дипломной работы для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: метод анализа литературных источников, метод изучения документов, педагогическое тестирование. Метод анализа литературных источников. При написании дипломной работы нами было проанализировано 28 л ...

Основные положения эксперимента в лицее, направленного на внедрениепроектного метода обучения
Для экспериментальной проверки гипотезы относительно формирования качественно новой позиции педагога мы обратились к опыту осуществления проектного метода в обучении, осуществляемого в лицее №1 г.Красноярска, где с 1999 года функционирует Федеральная экспериментальная площадка “Школа социальной дея ...

Классификация внеклассной работы
Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике, они весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Ю.М.Колягин различает два вида внеклассной работы по математике. 1. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного мате ...

Навигация