Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Наиболее существенные и важные компоненты воспитательной системы класса:
Индивидно-групповой.
Ценностно-ориентационный.
Пространственно-временной.
Функционально-деятельностный.
Диагностико-аналитический.
Индивидно-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса классный руководитель (воспитатель); учащиеся; их родители; педагоги и другие взрослые.
Ценностно-ориентационный компонент: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Функционально-деятельностный компонент:
- системообразующий вид деятельности классного сообщества;
- основные функции воспитательной системы;
- педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
Пространственно-временной компонент:
- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
- этапы становления и развития воспитательной системы.
Диагностико-аналитический компонент:
- критерии эффективности воспитательной системы;
- методы и приемы изучения её результативности;
- формы и способы анализа, оценка и интерпретация полученных результатов.
Целевые ориентации
Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника.
Развитие субъективности ребенка.
Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младшего школьника.
Педагогическая поддержка творческих устремлений и действий учащихся.
Воспитание уважительного и ответственного отношения к труду.
Создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим.
Развитие любознательности и познавательных интересов учащихся.
Сплочение классного коллектива.
Концептуальные положения
А.С. Макаренко: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
Принцип самоактуализации.
Принцип индивидуальности.
Принцип субъективности.
Принцип выбора.
Принцип творчества и успеха.
Принцип доверия и поддержки.
Класс – личность: класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие роли:
образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;
защитную, связанную прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;
интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его (Н.Л. Селиванова);
эмоциональное и духовно-нравственное насыщение жизненного пространства.
Материалы по педагогике:
Понятие об образовании
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальн ...
Свойства алгоритма
Алгоритм можно понимать и следующим образом, это точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять, чтобы решить любую задачу из данного класса однотипных задач. Объясним смысл этих слов что такое «точное предписание»? Это означает, что предписание, задающее алгоритм, ...
Методические рекомендации по устранению дисграфии
на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется на письме в пропусках согласных букв при их стечении, пропусках гласных букв, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов, слитном написании слов и их разрывах. Наиболее сложная форма языкового а ...