Психологическая готовность детей младшего школьного возраста к обучению

Страница 1

Одним из важнейших условий успешной психологической адаптации в период младшего школьного возраста является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, дающее ему возможность успешного начала обучения. Психологическая готовность к обучению является многокомпонентным образованием, которое требует комплексного психологического подхода и поэтому в современной психологии не существует единого и четкого определения понятия "психологической готовности к школе". Психологическая готовность к обучению к школе отражает общий уровень развития ребенка, а структура психологической готовности к школьному обучению должна соответствовать структуре учебной деятельности, ее содержание определяться учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения. В самом общем виде проблема психологической готовности заключается в соответствии психических свойств и качеств ребенка требованиям школы.

Изменение статуса вчерашнего дошкольника на сегодняшнего первоклассника по особому переживается ребенком. С позиций психологии к началу обучения в школе ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. К началу обучения у ребенка уже сформирована половая идентификация, начинает вырабатываться соответствующий стиль поведения, дифференцируется эмоциональное самосознание и начинается осознание себя во времени и пространстве. Ребенок уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и уже способен к построению отношения со взрослыми и сверстниками, имеет зачатки навыков самообладания и умеет подчинить себя обстоятельствам.

В процессе усвоения общественно выработанных эталонов или мер, меняется характер детского мышления. В развитии мышления к началу младшего школьного возраста намечается переход от эгоцентризма к децентрации7. В системе межличностных отношений начинает формироваться чувство ответственности, развивается эмпатия, сензитивность. К началу обучения в школе у ребенка появляется амбивалентность переживаний и развивается рефлексия. Вследствие этого к 6 - 7 годам у большинства детей самооценка становится более адекватной, чем в раннем возрасте, когда ребенок был склонен к завышенной в эмоциональном плане самооценке.

Младший школьный возраст сензитивен для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов. Данный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием критичности по отношению к себе и окружающим, усвоением социальных норм и нравственным развитием. При правильном сочетании знаний, полученных из собственного опыта и из общения со взрослыми и сверстниками у ребенка формируется адекватная самооценка. Поэтому целенаправленная работа по психологической адаптации в этот период наиболее эффективна.

А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман в качестве критерия перехода в новый возраст называют развитие у детей произвольности поведения и процесс формирования «внутренней позиции школьника» . В исследованиях Е.Е. Сапоговой в качестве критерия начала перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту выделяется сформированность воображения и символической функции сознания ребенка.

Важным этапом в психологическом развитии детей младшего школьного возраста является кризис 7 лет. Д.Б. Эльконин характеризует кризис семи лет как кризис саморегуляции. При поступлении в школу ребенок вынужден регулировать свое поведение правилами. Переходный период также характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами, не может сдерживать и еще не умеет управлять ими. Утратив одни формы поведения он еще не приобрел и не освоил другие. Ребенок, переживающий кризис 7 лет, часто бывает капризен, имеет неустойчивое поведение и склонен к демонстративности. Именно в этом и заключается внешнее проявление данного кризиса. Характерными особенностями кризиса 7 лет являются утрата непосредственности, смена основных переживаний ребенка, перестройка потребностей, переоценка ценностей. Ребенок начинает по другому относится к себе, к окружающим и к той среде в которой он находится. Отечественный исследователь Дубровина видит психологический смысл кризиса семи лет в том, что потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу в наличной ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность его внутренней жизни. Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает «логика чувств». Кроме того появляется способность к обобщению собственных переживаний. Только теперь, ребенок, отдавая отчет в своих чувствах, может сказать что ему нравится, а что нет, при этом не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого. А.Н. Леонтьева определяет кризис 7 лет в теории, как момент смены ведущей деятельности. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная. Появление новой деятельности напрямую связано с механизмом возникновения новых мотивов и именно мотивы, по мнению А. Н. Леонтьевой, оказывают главенствуещее влияние на психику ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Диaгнocтикa уpoвнeй cфopмиpoвaннocти учeбнo-пoзнaвaтeльнoй кoмпeтeнтнocти нa уpoкaх инфopмaтики в пятoм клacce
Пpeддиплoмнaя пpaктикa пpoхoдилa в муниципaльнoм oбpaзoвaтeльнoм учpeждeнии «Oктябpьcкaя cpeдняя oбщeoбpaзoвaтeльнaя шкoлa», в пятoм клacce, дeлившeмcя нa двe пoдгpуппы. В экcпepимeнтe пpиняли учacтиe 22 oбучaющeгocя : 11 чeлoвeк из пepвoй пoдгpуппы клacca вхoдилo в кoнтpoльную гpуппу, 11 чeлoвeк и ...

Проблемы машинных методов обучения
Машинные методы обучения с опорой на вычислительную технику, т.е. компьютер, выступают в качестве помощника преподавателю. В настоящее время в большинстве учебных заведений имеются компьютерные классы с объединением компьютеров в локальные вычислительные сети. Эффективность использования средств, в ...

Сущность социальной работы как науки
Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований. Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли так ...

Навигация