В современной общеобразовательной школе весьма актуальными являются вопросы, связанные с организацией системы мониторинга образовательного процесса, диагностики учебных достижений школьников и диагностики успешности и эффективности педагогической деятельности. Продуманная и отлаженная система мониторинга и диагностики позволяют не только выявить «точки роста» и «болевые точки» на уровне отдельного школьника, педагога или на уровне класса, школы в целом, но и создать условия, благоприятные для инновационного развития школы, условия успешности каждого члена школьного коллектива. Система мониторинга и диагностики позволяет составлять долговременные и кратковременные прогнозы развития, а значит позволяет совершенствовать процессы целеполагания и планирования деятельности образовательного учреждения.
Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать методы научной психологической диагностики.
Актуальной задачей в современных условиях является более углубленное психологическое просвещение педагогов. Объективность сведений об индивидуальных особенностях зависит от того, насколько объективными, научно обоснованными методами получены эти сведения. Опытный учитель в ходе повседневной работы с детьми умеет приближенно определить эти особенности «на глазок» - в результате педагогического наблюдения. Но и ему, и тем более начинающему учителю, для точной фиксации и измерения этих особенностей сегодня не обойтись без помощи психолога-психодиагноста.
Научные, психологические методы тестирования поднимают на новый, более высокий и технологичный уровень не только учет особенностей характера детей, но и контроль знаний - как оперативный, так и аттестационный. На сегодня все учителя-предметники должны уметь самостоятельно использовать методы тестирования, в частности, для объективного контроля знаний и умений учащихся. Поэтому значительное внимание должно уделяться общей культуре составления и проведения тестов. В своей собственной предметной области все учителя должны уметь самостоятельно составить и провести предметный тест. Особенно облегчает задачу рутинного контроля за уровнем достижений и динамикой обучения внедрение современных компьютерных методов. Понимание основ измерительно-статистической логики построения современных тестов поможет учителю понять глубину и специфику научных методов психодиагностики, источники и научные основы ее объективности, невозможность ее сведения к субъективным оценкам «на глазок».
Материалы по педагогике:
Эмоциональное развитие детей с общим недоразвитием речи
В 60-90 годы XX века в логопедии и в специальной психологии изучались в основном речевая и познавательная деятельность детей с речевой патологией с целью разработки программ для логопедических детских садов и речевых школ. Личностные и эмоциональные аспекты оставались практически не изученными. С п ...
Требования профессии к личности педагога
«Образ педагога» обсуждался во все времена, эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе большие требования. Грядут серьезные изменения. И в первую очередь должен меняться педагог. Современному ...
Методические рекомендации при обучении технике бокса
Знания личностных особенностей своих воспитанников позволяет в ходе применения личностно ориентированного подхода создавать наиболее благоприятные условия обучения. Информация о личностных характеристиках детей помогает, прежде всего, осмыслить пути решения исправления двигательных ошибок при освое ...