Диагностика музыкального восприятия у младших школьников на констатирующем этапе исследования

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Диагностика музыкального восприятия у младших школьников на констатирующем этапе исследования

Страница 1

Для диагностики качественного уровня музыкального восприятия у младших школьников нами были определены три основных параметра:

1) способность ученика к самостоятельному анализу средств музыкальной выразительности произведения;

2) способность находить взаимосвязь между средствами выразительности и создаваемым на их основе художественным образом;

способность ученика к анализу художественного образа произведения в контексте интеграции искусств.

Диагностика уровня развитости музыкального восприятия у учащихся младших классов осуществлялась в индивидуальной и групповой форме.

Ученикам предлагалось выполнить следующие задания:

1. Тестовое задание, помогающее раскрыть детям образное содержание музыкального произведения.

2. Задание «Сопоставь произведения искусства», предполагающее поиск сходства и различия между музыкальным произведением, художественной картиной и литературным произведением.

3. Задание «Нарисуй музыку», подразумевающее определение умения воспроизведения, интерпретации предлагаемого слухового образа средствами других видов искусства – в частности живописи.

В ходе констатирующего этапа нами было предложено учащимся следующее тестовое задание –

прослушать пьесу «Утро» Э. Грига, затем ответить на следующие вопросы:

1. Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на прошлом уроке?

2. Какими, в каком образе, вы себя чувствовали, когда звучала эта музыка?

3. Где бы эта музыка могла звучать в жизни, с кем бы вы хотели ее слушать?

4. Что, по вашему мнению, переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?

5. Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда, при каких обстоятельствах?

6. Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?

Для анализа результатов задания были разработаны следующие критерии оценок:

Высокий уровень: оригинальные, нестереотипные ответы ребенка на все предложенные вопросы, яркие образные ассоциации, эмоциональность, активность в ведении диалога.

Средний уровень: ответы на вопросы неполные, сдержанные в образных характеристиках, эмоции не ярко выражены, затруднение в ответах на менее половины вопросов.

Низкий уровень: ответы не содержательны, образность в ответах отсутствует, ребенок неохотно идет на контакт с педагогом, эмоционально зажат, затрудняется ответить на бо́льшую часть предложенных вопросов.

Результаты диагностики уровня объёма интонационно-образного словаря экспериментальной и контрольной групп (ЭГ и КГ), были приведены в таблице №1.

Таблица №1

Диагностика уровня объёма интонационно-образного словаря учащихся на начальном этапе эксперимента

Уровень развития

ЭГ (n=26)

КГ (n=26)

Число реципиентов

%

Число испытуемых

%

высокий

6

23

6

23

средний

9

35

12

46

низкий

11

42

8

31

Таким образом, из общего числа детей экспериментальной группы высокому уровню соответствовало 23%, среднему – 35%, и низкому – 42%.

Диагностирование детей контрольной группы показало, что высокому уровню соответствовало 23%, среднему – 46% и низкому – 31% детей.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Контингент детей в школе V вида
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся ...

Общая характеристика развития речи у учащихся младших классов, имеющих нарушения интеллекта
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни их них относительно ...

Культурно-массовая работа в классе, организуемая представителями родительского комитета
Культурное развитие личности ребенка – одна из неотъемлемых частей учебно-воспитательного процесса. Поэтому и задача школы, и задача семьи – повысить степень приобщения ребенка к культурному наследию общества, а также обеспечить такие формы работы в классе, которые способствовали бы формированию чу ...

Навигация