Для диагностики качественного уровня музыкального восприятия у младших школьников нами были определены три основных параметра:
1) способность ученика к самостоятельному анализу средств музыкальной выразительности произведения;
2) способность находить взаимосвязь между средствами выразительности и создаваемым на их основе художественным образом;
способность ученика к анализу художественного образа произведения в контексте интеграции искусств.
Диагностика уровня развитости музыкального восприятия у учащихся младших классов осуществлялась в индивидуальной и групповой форме.
Ученикам предлагалось выполнить следующие задания:
1. Тестовое задание, помогающее раскрыть детям образное содержание музыкального произведения.
2. Задание «Сопоставь произведения искусства», предполагающее поиск сходства и различия между музыкальным произведением, художественной картиной и литературным произведением.
3. Задание «Нарисуй музыку», подразумевающее определение умения воспроизведения, интерпретации предлагаемого слухового образа средствами других видов искусства – в частности живописи.
В ходе констатирующего этапа нами было предложено учащимся следующее тестовое задание –
прослушать пьесу «Утро» Э. Грига, затем ответить на следующие вопросы:
1. Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на прошлом уроке?
2. Какими, в каком образе, вы себя чувствовали, когда звучала эта музыка?
3. Где бы эта музыка могла звучать в жизни, с кем бы вы хотели ее слушать?
4. Что, по вашему мнению, переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?
5. Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда, при каких обстоятельствах?
6. Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?
Для анализа результатов задания были разработаны следующие критерии оценок:
Высокий уровень: оригинальные, нестереотипные ответы ребенка на все предложенные вопросы, яркие образные ассоциации, эмоциональность, активность в ведении диалога.
Средний уровень: ответы на вопросы неполные, сдержанные в образных характеристиках, эмоции не ярко выражены, затруднение в ответах на менее половины вопросов.
Низкий уровень: ответы не содержательны, образность в ответах отсутствует, ребенок неохотно идет на контакт с педагогом, эмоционально зажат, затрудняется ответить на бо́льшую часть предложенных вопросов.
Результаты диагностики уровня объёма интонационно-образного словаря экспериментальной и контрольной групп (ЭГ и КГ), были приведены в таблице №1.
Таблица №1
Диагностика уровня объёма интонационно-образного словаря учащихся на начальном этапе эксперимента
Уровень развития |
ЭГ (n=26) |
КГ (n=26) | ||
Число реципиентов |
% |
Число испытуемых |
% | |
высокий |
6 |
23 |
6 |
23 |
средний |
9 |
35 |
12 |
46 |
низкий |
11 |
42 |
8 |
31 |
Таким образом, из общего числа детей экспериментальной группы высокому уровню соответствовало 23%, среднему – 35%, и низкому – 42%.
Диагностирование детей контрольной группы показало, что высокому уровню соответствовало 23%, среднему – 46% и низкому – 31% детей.
Материалы по педагогике:
Методы активизации воспитателей в методической работе
Как сделать, чтобы каждый воспитатель был активным, заинтересованным участником работы на педсоветах, консультациях, семинарах? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Эти вопросы особенно волнуют сегодня руководителей дошкольных учреждений. Существуют методы активизации педагогов при пр ...
Программированное обучение
Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX века в США, когда психолог Б.Ф, Скиннер при помощи линейных программ рассчитывал повысить эффективность управления учебным процессом. Основная черта программированного обучения состоит в том, что предметное содержание подлежащего изучению м ...
Технология проектирования педагогического процесса
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его проектирования, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Технологию проектирования педагогического процесса можно представить как единство технологии проектиров ...