Для диагностики качественного уровня музыкального восприятия у младших школьников нами были определены три основных параметра:
1) способность ученика к самостоятельному анализу средств музыкальной выразительности произведения;
2) способность находить взаимосвязь между средствами выразительности и создаваемым на их основе художественным образом;
способность ученика к анализу художественного образа произведения в контексте интеграции искусств.
Диагностика уровня развитости музыкального восприятия у учащихся младших классов осуществлялась в индивидуальной и групповой форме.
Ученикам предлагалось выполнить следующие задания:
1. Тестовое задание, помогающее раскрыть детям образное содержание музыкального произведения.
2. Задание «Сопоставь произведения искусства», предполагающее поиск сходства и различия между музыкальным произведением, художественной картиной и литературным произведением.
3. Задание «Нарисуй музыку», подразумевающее определение умения воспроизведения, интерпретации предлагаемого слухового образа средствами других видов искусства – в частности живописи.
В ходе констатирующего этапа нами было предложено учащимся следующее тестовое задание –
прослушать пьесу «Утро» Э. Грига, затем ответить на следующие вопросы:
1. Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на прошлом уроке?
2. Какими, в каком образе, вы себя чувствовали, когда звучала эта музыка?
3. Где бы эта музыка могла звучать в жизни, с кем бы вы хотели ее слушать?
4. Что, по вашему мнению, переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?
5. Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда, при каких обстоятельствах?
6. Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?
Для анализа результатов задания были разработаны следующие критерии оценок:
Высокий уровень: оригинальные, нестереотипные ответы ребенка на все предложенные вопросы, яркие образные ассоциации, эмоциональность, активность в ведении диалога.
Средний уровень: ответы на вопросы неполные, сдержанные в образных характеристиках, эмоции не ярко выражены, затруднение в ответах на менее половины вопросов.
Низкий уровень: ответы не содержательны, образность в ответах отсутствует, ребенок неохотно идет на контакт с педагогом, эмоционально зажат, затрудняется ответить на бо́льшую часть предложенных вопросов.
Результаты диагностики уровня объёма интонационно-образного словаря экспериментальной и контрольной групп (ЭГ и КГ), были приведены в таблице №1.
Таблица №1
Диагностика уровня объёма интонационно-образного словаря учащихся на начальном этапе эксперимента
Уровень развития |
ЭГ (n=26) |
КГ (n=26) | ||
Число реципиентов |
% |
Число испытуемых |
% | |
высокий |
6 |
23 |
6 |
23 |
средний |
9 |
35 |
12 |
46 |
низкий |
11 |
42 |
8 |
31 |
Таким образом, из общего числа детей экспериментальной группы высокому уровню соответствовало 23%, среднему – 35%, и низкому – 42%.
Диагностирование детей контрольной группы показало, что высокому уровню соответствовало 23%, среднему – 46% и низкому – 31% детей.
Материалы по педагогике:
Классификация педагогических технологий
В специальной литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий — В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, ВТ. Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. Ниже приводится краткое описание классиф ...
Значение и место жанра фортепианной сонаты в творчестве Й. Гайдна и В.А. Моцарта
К фортепианной сонате, как и к симфонии, Гайдн обращался на протяжении всего своего творческого пути. Работа над этими жанрами шла параллельно , но творческие задачи, которые ставил себе композитор в одном и другом случае, заметно отличались. Сама специфика камерной сольной музыки побуждала его зде ...
Дошкольное образование в начале XX в
Империализм в России, как и в других странах, сопровождался жесточайшей эксплуатацией трудящихся, в том числе и женщин-матерей. В результате множество детей оставались безнадзорными. Однако правительство, не принимало каких-либо действенных мер к улучшению положения детей, ограничиваясь распростран ...