Методы и приемы работы с письменными произведениями

Страница 1

В данном параграфе мы рассмотрим методы работы с письменными произведениями, основные типы упражнений и формы письменных речевых произведений.

В обучении письму можно выделить три этапа:

1 овладение графикой;

2 освоение структурных моделей, моделей предложений;

3 овладение письменной речью как средством общения.

Обучение письменному выражению мыслей осуществляется с помощью подготовительных (тренировочных) и речевых упражнений.

Подготовительные упражнения обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания: трансформации, сжатию или расширению предложений, группировке по различным признакам, эквивалентным заменам (лексическим или грамматическим), вопросо-ответным умениям, выборочному переводу и др.

Речевые упражнения направлены на содержание письменного высказывания, включающего в себя комплекс различных трудностей, характерных для данной формы общения.

В результате выполнения речевых упражнений формируются следующие умения письма:

передача в письменном высказывании главной мысли;

выбор способа передачи главной мысли – индуктивный или дедуктивный;

передача основного содержания прочитанного или прослушанного текста;

правильное (нормативное) оформление текста;

использование знаков графики, орфографии и пунктуации для выражения субъективной информации;

выделение в письменном высказывании основных мыслей (абзацев), а также зачина, середины и концовки;

соблюдение логики изложения;

учет социокультурных особенностей иноязычной эпистолярной речи;

умение показать культуроведческую осведомленность в письменных текстах страноведческой тематики и др.

Речевые письменные упражнения можно разделить на ряд групп с учетом сложности содержания, объема текста, характера опор и роли творчества при их выполнении:

1) репродукция с использованием формальных опор (ключевых слов, речевых формул, заголовков/подзаголовков, образцов из учебника, таблиц):

воспроизведение печатного текста или текста, воспринятого на слух по ключевым словам (речевым формулам);

письменно обоснованное прогнозирование содержания текста с опорой на заголовки, подзаголовки и план;

составление текста с помощью цепочки логически связанных предложений;

2) репродукция содержания с опорой на текст:

письменные вопросы к тексту;

составление плана (в форме вопросов или номинации);

дополнение или сокращение текста;

озаглавливание текста с письменным обоснованием выбранного заголовка;

трансформация диалога в монолог;

видоизменение диалога (введение нового действующего лица, изменение ситуации общения);

характеристика одного из действующих лиц с помощью данных, содержащихся в тексте, и др.;

3) продукция с опорой на изобразительную наглядность:

описание картины, открытки, фрагмента кино-, диафильма;

написание изложения с опорой на картину/фрагмент кинофильма;

написание сочинения с опорой на текст, серию рисунков и двух-трех проблемных вопросов;

составление и запись диалога по содержанию картины (работа в парах);

составление письменной рецензии на текст, посвященный описанию картины, и др.;

4) продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опыт (на однажды увиденное или прочитанное):

составление развернутых планов/анкет, связанных с изучаемой темой (но не с текстом);

изложение содержания прослушанного текста, не связанного с изучаемой темой, и оценка информации;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Требования к образованному человеку
Всякий, человек, кто бы он ни был, всегда может при своём внутреннем стремлении, правда, не без усилий, а иногда и тяжёлой борьбы, встать хотя бы на ступеньку выше обычного уровня обыденной жизни. Пусть это будет лишь крупица достигнутого просвещения, но в ней есть всё-таки польза для общественной ...

Источники обогащения словарного запаса младших школьников
Далеко не все группы слов в русском языке одинаково часто используются в живом общении. Весь словарный фонд русского языка делится на активный словарный запас, "понятный говорящим и находящийся в постоянном употреблении" и пассивный запас слов, "понятный, знакомый, но не употребляемы ...

Формирование предпосылок связной речи
Как известно, существуют сензитивные периоды развития речи. Так, например, Л. И. Белякова относит к ним возраст от 1 до 6 лет. Этот возрастной период является особо чувствительным к речи окружающих, а также к действию вредоносных факторов. Автором выделяются гиперсезитивные фазы развития речи: 1) о ...

Навигация