Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии

Материалы о педагогике » Позиция педагога при реализации проектного метода в образовании » Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии

Страница 2

Подростковый возраст в психологии и педагогике выделялся и исследовался всеми, кто так или иначе пытался строить периодизацию развития человеческой личности: З.Фрейд, Л.С.Выготский, Э.Эриксон, Д.Б.Эльконин, Б.Д.Эльконин, К.Н.Поливанова, Д.И.Фельдштейн, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман.

Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечественной психологии. Несмотря на большое число исследований, нет пока единого мнения относительно таких ключевых аспектов проблемы, как ведущая деятельность подростничества, центральные новообразования возраста.

После относительно спокойного младшего школьного возраста, подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С.Холл, которому по праву принадлежит «открытие» подросткового возраста в психологии, назвал его периодом «бури и натиска».

Во время рассматриваемого нами периода развития происходят глубокие телесные изменения; меняется характер мышления, претерпевая качественные и количественные преобразования; социальное развитие идет по двум основным линиям – освобождения от родительской опеки и установления новых отношений со сверстниками; и, наконец, развитие самосознания характеризуется становлением новой субъективной реальности. Таким образом, изменения в отрочестве последовательно охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь и самосознание.

Л.С.Выготский рассматривает подростковый возраст в контексте культурного развития, и относит данный этап к критическому периоду. Если ранее половое созревание ребенка совпадало с его социальной зрелостью и, таким образом, период детства заканчивался, то теперь сам факт полового созревания не может завершать развитие, так как социально ребенок не подготовлен к взрослой жизни и необходим какой-то период для завершения общеорганического созревания, а также становления социальной и культурно-психологической зрелости. Такое несовпадение сроков созревания отдельных сторон организма и личности ребенка и приводит к серьезному кризису, который, по словам Л.С. Выготского, является одним из самых глубоких конфликтов этого возраста.

В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. В качестве ведущей деятельности Д.Б.Эльконин выделял интимно-личностное общение. Такая деятельность осуществляется в установлении дружеских взаимоотношений, в которых подростки осваивают нормы взаимоотношений, а также морально-этические взгляды на жизнь.

Центральным новообразованием, Д.Б. Эльконин считает возникновение и формирование чувства взрослости - это особая форма самосознания, главным содержанием которого являются морально-этические нормы поведения. Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний, аффективных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Осознание себя человеком, уже перешагнувшим границы детства, определяет переориентацию подростка с одних норм и ценностей на другие — с детских на взрослые. Существовавший в детстве тип отношений с взрослыми становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной зрелости. Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности, т.е. на известное равноправие с взрослыми, и старается добиться признания ими этого.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Портрет как основной элемент наглядности в мировой художественной культуре
Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна – от лат. persona – «личность; особа») – изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными ...

Знакомство ребенка со сказкой
Знакомство ребёнка со сказкой начинаются с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости ...

Обзор основной методической литературы по теме исследования
В методических пособиях, программах, изучение раздела «Портретная живопись на уроках МКХ» проводится в контексте изучения других видов живописи. В некоторых программах, изучению портретной живописи не уделено должное внимание. Например, в программе Б.Н. Неменского предполагается, что знакомство с ж ...

Навигация