Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии

Материалы о педагогике » Позиция педагога при реализации проектного метода в образовании » Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии

Страница 2

Подростковый возраст в психологии и педагогике выделялся и исследовался всеми, кто так или иначе пытался строить периодизацию развития человеческой личности: З.Фрейд, Л.С.Выготский, Э.Эриксон, Д.Б.Эльконин, Б.Д.Эльконин, К.Н.Поливанова, Д.И.Фельдштейн, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман.

Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечественной психологии. Несмотря на большое число исследований, нет пока единого мнения относительно таких ключевых аспектов проблемы, как ведущая деятельность подростничества, центральные новообразования возраста.

После относительно спокойного младшего школьного возраста, подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С.Холл, которому по праву принадлежит «открытие» подросткового возраста в психологии, назвал его периодом «бури и натиска».

Во время рассматриваемого нами периода развития происходят глубокие телесные изменения; меняется характер мышления, претерпевая качественные и количественные преобразования; социальное развитие идет по двум основным линиям – освобождения от родительской опеки и установления новых отношений со сверстниками; и, наконец, развитие самосознания характеризуется становлением новой субъективной реальности. Таким образом, изменения в отрочестве последовательно охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь и самосознание.

Л.С.Выготский рассматривает подростковый возраст в контексте культурного развития, и относит данный этап к критическому периоду. Если ранее половое созревание ребенка совпадало с его социальной зрелостью и, таким образом, период детства заканчивался, то теперь сам факт полового созревания не может завершать развитие, так как социально ребенок не подготовлен к взрослой жизни и необходим какой-то период для завершения общеорганического созревания, а также становления социальной и культурно-психологической зрелости. Такое несовпадение сроков созревания отдельных сторон организма и личности ребенка и приводит к серьезному кризису, который, по словам Л.С. Выготского, является одним из самых глубоких конфликтов этого возраста.

В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. В качестве ведущей деятельности Д.Б.Эльконин выделял интимно-личностное общение. Такая деятельность осуществляется в установлении дружеских взаимоотношений, в которых подростки осваивают нормы взаимоотношений, а также морально-этические взгляды на жизнь.

Центральным новообразованием, Д.Б. Эльконин считает возникновение и формирование чувства взрослости - это особая форма самосознания, главным содержанием которого являются морально-этические нормы поведения. Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний, аффективных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Осознание себя человеком, уже перешагнувшим границы детства, определяет переориентацию подростка с одних норм и ценностей на другие — с детских на взрослые. Существовавший в детстве тип отношений с взрослыми становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной зрелости. Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности, т.е. на известное равноправие с взрослыми, и старается добиться признания ими этого.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Место письменной деловой коммуникации в структуре коммуникации и управления
Общение – необходимое условие развития человека как члена общества и как личности. Это сложный многоплановый процесс установления и поддерживания контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодейств ...

Коррекция речи детей с билингвизмом
К задачам коррекционного обучения относятся не только исправление первичного дефекта, но и обязательная подготовка детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты и главной составляющей — фонематического слуха. Особенно это касается двуязычных детей (билингвов), которым необходимо диффере ...

Опыт работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Наше исследование проводилось на базе логопедической группы МДОУ "Детский сад № 40, ЦРР" г. Воскресенска Московской области с сентября 2006 по декабрь 2007 года. Детский сад имеет статус Центра развития ребенка, в его составе 11 групп. Все группы работают по программе Л.А.Венгера "Ра ...

Навигация