Нам представляется, что социальная деятельность, предметом которой являются установление и поддержание отношений между людьми и группами, в этом возрасте приобретает решающее значение. Именно она может считаться ведущей деятельностью по развитию ребенка в подростковом возрасте. В соответствии с классификациями Эльконина – Давыдова, Д.И. Фельдштейна, да и, по мнению большинства авторов, изучающих этот возраст, именно сверстник, общение с ним, является главным источником развития подростка.
Также современная ситуация подросткового возраста характеризуется потерей идеальной формы образа взрослого. Нет представленности в современной культуре идеального взрослого, на которого должен ориентироваться подросток.
Таким образом, можно попытаться выделить общие характеристики личности подростка на основе выше представленного материала, а именно:
· Ведущей деятельностью подросткового возраста является социальная деятельность, направленная на взаимодействие с другими людьми;
· Линия социального развития идет от освобождения от родительской опеки до установления равноправных взаимоотношений с взрослыми, поэтому именно в этот период появляется стремление подростков к новому типу отношений с взрослыми, они требуют от взрослого, чтобы те относились к ним как к равным партнерам, а не как к детям;
· Центральным новообразованием подростничества является формирование чувства взрослости;
· Важное значение в подростковом возрасте имеет интимно-личностное общение, возможность установления качественных взаимоотношений со сверстниками (Д.Б. Эльконин);
· Необходимым условием подросткового возраста является организация условий для его участия в общественно-значимой деятельности, где у подростка появляется возможность для подлинной оценки и познания себя, а также для признания со стороны взрослых его самостоятельности и активности (В.В. Давыдов). Также участие в общественно-полезной деятельности, которая позволяет удовлетворить потребность возраста в собственном значимом участии в деятельности, позволяющей приносить пользу окружающим (Д.И. Фельдштейн);
· В данный возрастной период идет развитие самосознания, становление качественно нового уровня эго-идентичности при соблюдении условия принятия участия подростком в различных видах деятельности, в различных социальных ролях (Э.Эриксон);
· Важно организовать подростку деятельность замысливания и пробы, где он сможет самостоятельно реализовать свои идеи и увидеть результат задуманного им самим, так как для данного возраста характерна потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий смысл лично для него.
Таким образом, выделив основные характеристики подросткового возраста, необходимо посмотреть насколько условия образовательного процесса в школе учитывают особенности подросткового возраста.
Материалы по педагогике:
Приемы и техника игры в элементарный футбол
Основными приемами техники игры являются перемещения, удары по мячу, примы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря. Перемещение в виде ходьбы, медленного бега, бега с ускорением, бега спиной вперед, прыжков применяются в подвижных играх с мячом и самой игре в фу ...
Учeбнo-пoзнaвaтeльнaя кoмпeтeнтнocть
oбучaющихcя нa уpoкaх инфopмaтики
В нaучнoй пeдaгoгичecкoй литepaтуpe мнoжecтвo paбoт пocвящeнo утoчнeнию и paзвeдeнию пoнятий "кoмпeтeнция", "кoмпeтeнтнocть". Нe пoвтopяя мнoгoчиcлeнныe энциклoпeдичecкиe и cлoвapныe cтaтьи, a тaкжe paзличныe aвтopcкиe интepпpeтaции этих пoнятий, ocтaнoвимcя нa вapиaнтe, бoлee б ...
Система диагностирования, контроля, проверки и оценивания знаний
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знания обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учеб ...