Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии

Материалы о педагогике » Позиция педагога при реализации проектного метода в образовании » Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии

Страница 4

Нам представляется, что социальная деятельность, предметом которой являются установление и поддержание отношений между людьми и группами, в этом возрасте приобретает решающее значение. Именно она может считаться ведущей деятельностью по развитию ребенка в подростковом возрасте. В соответствии с классификациями Эльконина – Давыдова, Д.И. Фельдштейна, да и, по мнению большинства авторов, изучающих этот возраст, именно сверстник, общение с ним, является главным источником развития подростка.

Также современная ситуация подросткового возраста характеризуется потерей идеальной формы образа взрослого. Нет представленности в современной культуре идеального взрослого, на которого должен ориентироваться подросток.

Таким образом, можно попытаться выделить общие характеристики личности подростка на основе выше представленного материала, а именно:

· Ведущей деятельностью подросткового возраста является социальная деятельность, направленная на взаимодействие с другими людьми;

· Линия социального развития идет от освобождения от родительской опеки до установления равноправных взаимоотношений с взрослыми, поэтому именно в этот период появляется стремление подростков к новому типу отношений с взрослыми, они требуют от взрослого, чтобы те относились к ним как к равным партнерам, а не как к детям;

· Центральным новообразованием подростничества является формирование чувства взрослости;

· Важное значение в подростковом возрасте имеет интимно-личностное общение, возможность установления качественных взаимоотношений со сверстниками (Д.Б. Эльконин);

· Необходимым условием подросткового возраста является организация условий для его участия в общественно-значимой деятельности, где у подростка появляется возможность для подлинной оценки и познания себя, а также для признания со стороны взрослых его самостоятельности и активности (В.В. Давыдов). Также участие в общественно-полезной деятельности, которая позволяет удовлетворить потребность возраста в собственном значимом участии в деятельности, позволяющей приносить пользу окружающим (Д.И. Фельдштейн);

· В данный возрастной период идет развитие самосознания, становление качественно нового уровня эго-идентичности при соблюдении условия принятия участия подростком в различных видах деятельности, в различных социальных ролях (Э.Эриксон);

· Важно организовать подростку деятельность замысливания и пробы, где он сможет самостоятельно реализовать свои идеи и увидеть результат задуманного им самим, так как для данного возраста характерна потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий смысл лично для него.

Таким образом, выделив основные характеристики подросткового возраста, необходимо посмотреть насколько условия образовательного процесса в школе учитывают особенности подросткового возраста.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по педагогике:

Характеристика процесса музыкального восприятия
В современной психолого-педагогической литературе восприятие музыки рассматривается как «процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. В основе данного процесса лежит оценочное отношение к воспринимаемому произведению». Существует и другое определение музыкального восприят ...

Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов
Контрольный эксперимент был проведен с 17 марта 2010 года по 31 марта 2010 года. На основании проведенной коррекционной работы с экспериментальной группой были получены следующие результаты. В процессе обучения были отмечены показатели роста мотивации детей к логопедическим занятиям. Прежде всего, ...

Методы и формы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
«Методы воспитания в семье - это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальн ...

Навигация