Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии

Материалы о педагогике » Позиция педагога при реализации проектного метода в образовании » Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии

Страница 4

Нам представляется, что социальная деятельность, предметом которой являются установление и поддержание отношений между людьми и группами, в этом возрасте приобретает решающее значение. Именно она может считаться ведущей деятельностью по развитию ребенка в подростковом возрасте. В соответствии с классификациями Эльконина – Давыдова, Д.И. Фельдштейна, да и, по мнению большинства авторов, изучающих этот возраст, именно сверстник, общение с ним, является главным источником развития подростка.

Также современная ситуация подросткового возраста характеризуется потерей идеальной формы образа взрослого. Нет представленности в современной культуре идеального взрослого, на которого должен ориентироваться подросток.

Таким образом, можно попытаться выделить общие характеристики личности подростка на основе выше представленного материала, а именно:

· Ведущей деятельностью подросткового возраста является социальная деятельность, направленная на взаимодействие с другими людьми;

· Линия социального развития идет от освобождения от родительской опеки до установления равноправных взаимоотношений с взрослыми, поэтому именно в этот период появляется стремление подростков к новому типу отношений с взрослыми, они требуют от взрослого, чтобы те относились к ним как к равным партнерам, а не как к детям;

· Центральным новообразованием подростничества является формирование чувства взрослости;

· Важное значение в подростковом возрасте имеет интимно-личностное общение, возможность установления качественных взаимоотношений со сверстниками (Д.Б. Эльконин);

· Необходимым условием подросткового возраста является организация условий для его участия в общественно-значимой деятельности, где у подростка появляется возможность для подлинной оценки и познания себя, а также для признания со стороны взрослых его самостоятельности и активности (В.В. Давыдов). Также участие в общественно-полезной деятельности, которая позволяет удовлетворить потребность возраста в собственном значимом участии в деятельности, позволяющей приносить пользу окружающим (Д.И. Фельдштейн);

· В данный возрастной период идет развитие самосознания, становление качественно нового уровня эго-идентичности при соблюдении условия принятия участия подростком в различных видах деятельности, в различных социальных ролях (Э.Эриксон);

· Важно организовать подростку деятельность замысливания и пробы, где он сможет самостоятельно реализовать свои идеи и увидеть результат задуманного им самим, так как для данного возраста характерна потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий смысл лично для него.

Таким образом, выделив основные характеристики подросткового возраста, необходимо посмотреть насколько условия образовательного процесса в школе учитывают особенности подросткового возраста.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по педагогике:

Рекомендации для социального педагога в работе с детьми с отклоняющимся поведением
Социальному педагогу необходимо использовать разнообразные формы психопрофилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально - важным навыкам; организация деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; миними ...

Информационные технологии
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Если в качестве признака информацио ...

Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников
В школе есть ряд проблем, которые относят к старым, традиционным, то есть и те, с которыми неизбежно приходиться мириться. Проблема мотивации справедливо может быть отнесена к их числу. Учителя школы озабочены тем, что большинство детей относятся к учебе совершенно безразлично. От них часто можно у ...

Навигация