Современные представления о дисграфии

Страница 4

В дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания находят отражение акустическая дисграфия О.А.Токаревой и дисграфия на основе акустической агнозии и дефектов фонематического слуха М.Е.Хватцева. Она выражена в недостаточном уровне развития различения и выбора фонем. При нарушении одной из операций слухового анализа, кинестетического анализа, выбора фонемы, слухового и кинестетического контроля, страдает весь процесс фонемного распознавания: слуховой анализ речи и выделение акустических признаков фонемы, перевод акустического образа в артикулему, соотнесение акустико-артикуляторного образа с фонемой и выбор фонемы. В письме детей это проявляется в виде смешений или даже полных заменах букв на письме, в неправильном обозначении мягкости, в смешениях лабиализованных гласных. Чаще заменяются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и их компоненты (ч-ть, ч-щ, ц-с), могут заменяться гласные, находящиеся в ударном положении. В тяжелых случаях, когда при произношении звуков нормальное, могут смешиваться буквы, обозначающие звуки артикуляторно и акустически далекие (л-к, б-в, п-н). Эта форма дисграфии отмечается чаще у детей с ФФНР и ОНР, при сенсорной алалии и афазии.

Сложность фонемного распознавания обусловливает различное понимание механизмов данной дисграфии, поэтому единого мнения не существует. С.Борель-Мезони, О.А.Токарева считают, что замена букв обусловлена нечеткостью слухового восприятия, неточностью слуховой дифференциации звуков. Е.М.Гопиченко (1979) выделяет недостаточность развития у детей слухового контроля, который возможен при условии четких представлений фонетико-фонематических характеристик звуков. Р.Беккер, А.Косовский выделили трудности кинестетического анализа, когда дети с дисграфией недостаточно используют кинестетические ощущения (проговаривание) во время письма. Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова (1940, 1963, 1965) определяют причину замены букв фонематическим недоразвитием, несформированностью представлений о фонеме, нарушением операции выбора фонем. Расстройство произносительной стороны речи как одна из вероятных причин дисграфии рассматривается в работах Г. В. Чиркиной и А. Б. Ольхина (1969, 1981).

При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза могут быть неполноценны разные виды этих сложных операций: деление предложения на слова и синтез предложения из слов, слоговой и фонематический анализ и синтез. В письме это проявляется в искажениях структуры слов и предложений (пропуски, перестановки, добавления лишних букв, слогов; раздельное или слитное написание слов и их частей, предлогов с другими словами; пропуски гласных, согласных при стечениях). Предпосылками языкового анализа являются: слуховая память, произвольное внимание, сукцессивные процессы (умение воспроизводить определенную последовательность и ряд с любой последовательности), т.е. у ребенка должен быть сформирован фонематический анализ прежде всего во внутреннем плане, по представлению, а не только во внешнем речевом. Данный вид описан в работах Р.Е.Левиной, Г.В.Чиркиной, Н.А.Никашиной, Д.И.Орловой. Дисграфия на почве нарушения языкоого анализа и синтеза характерна для детей с ЗПР, ОНР, ФФНР, умственно отсталых детей.

Аграмматическая дисграфия (работы Р.Е.Левиной, Р.И.Лалаевой, 1985, 1989, С.Б.Яковлева, 1988 и др.) связывается с недоразвитием у детей лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений в виде ошибок на уровне слов, словосочетаний, предложений и текстов. Аграмматизмы на уровне связного текста проявляются в искаженном воспроизведении содержания, нарушении причинно-следственных и временных связей, логической последовательности. Синтаксические аграмматизмы – в нарушении последовательности слов в предложении, пропуске членов предложения; изменении падежных окончаний; числа существительных; замене префиксов, суффиксов; падежа местоимений. Морфологические – в неправильном употреблении падежных окончаний, образовании слов, искажения предложно-падежных конструкций и др. Лексико-грамматическое недоразвитие – широкий симптомокомплекс, проявляющееся у детей с ОНР, ЗПР, умственно отсталых детей, детей с дизартрией, алалией.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Система диагностирования, контроля, проверки и оценивания знаний
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знания обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учеб ...

Опыт эмпирического исследования гендерных представлений младших школьников из неполных семей
В практической части нашего исследования мы поставили перед собой следующие задачи. 1. Провести эмпирическое исследование особенностей гендерных представлений детей из неполных семей. 2. Дать рекомендации по развитию гендерных представлений у детей младшего школьного возраста учителям начальных кла ...

Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий
Домашнее задание, как и урок, относится к числу форм организации учeбнo-вocпитaтeльнoгo процесса в школе. Домашнее задание органично связано с уроком, оно либо его предваряет, либо продолжает и вне его не мыслится. Домашнее задание — это тот же процесс обучения, основанный на познании, но протекающ ...

Навигация