Современные представления о дисграфии

Страница 4

В дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания находят отражение акустическая дисграфия О.А.Токаревой и дисграфия на основе акустической агнозии и дефектов фонематического слуха М.Е.Хватцева. Она выражена в недостаточном уровне развития различения и выбора фонем. При нарушении одной из операций слухового анализа, кинестетического анализа, выбора фонемы, слухового и кинестетического контроля, страдает весь процесс фонемного распознавания: слуховой анализ речи и выделение акустических признаков фонемы, перевод акустического образа в артикулему, соотнесение акустико-артикуляторного образа с фонемой и выбор фонемы. В письме детей это проявляется в виде смешений или даже полных заменах букв на письме, в неправильном обозначении мягкости, в смешениях лабиализованных гласных. Чаще заменяются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и их компоненты (ч-ть, ч-щ, ц-с), могут заменяться гласные, находящиеся в ударном положении. В тяжелых случаях, когда при произношении звуков нормальное, могут смешиваться буквы, обозначающие звуки артикуляторно и акустически далекие (л-к, б-в, п-н). Эта форма дисграфии отмечается чаще у детей с ФФНР и ОНР, при сенсорной алалии и афазии.

Сложность фонемного распознавания обусловливает различное понимание механизмов данной дисграфии, поэтому единого мнения не существует. С.Борель-Мезони, О.А.Токарева считают, что замена букв обусловлена нечеткостью слухового восприятия, неточностью слуховой дифференциации звуков. Е.М.Гопиченко (1979) выделяет недостаточность развития у детей слухового контроля, который возможен при условии четких представлений фонетико-фонематических характеристик звуков. Р.Беккер, А.Косовский выделили трудности кинестетического анализа, когда дети с дисграфией недостаточно используют кинестетические ощущения (проговаривание) во время письма. Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова (1940, 1963, 1965) определяют причину замены букв фонематическим недоразвитием, несформированностью представлений о фонеме, нарушением операции выбора фонем. Расстройство произносительной стороны речи как одна из вероятных причин дисграфии рассматривается в работах Г. В. Чиркиной и А. Б. Ольхина (1969, 1981).

При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза могут быть неполноценны разные виды этих сложных операций: деление предложения на слова и синтез предложения из слов, слоговой и фонематический анализ и синтез. В письме это проявляется в искажениях структуры слов и предложений (пропуски, перестановки, добавления лишних букв, слогов; раздельное или слитное написание слов и их частей, предлогов с другими словами; пропуски гласных, согласных при стечениях). Предпосылками языкового анализа являются: слуховая память, произвольное внимание, сукцессивные процессы (умение воспроизводить определенную последовательность и ряд с любой последовательности), т.е. у ребенка должен быть сформирован фонематический анализ прежде всего во внутреннем плане, по представлению, а не только во внешнем речевом. Данный вид описан в работах Р.Е.Левиной, Г.В.Чиркиной, Н.А.Никашиной, Д.И.Орловой. Дисграфия на почве нарушения языкоого анализа и синтеза характерна для детей с ЗПР, ОНР, ФФНР, умственно отсталых детей.

Аграмматическая дисграфия (работы Р.Е.Левиной, Р.И.Лалаевой, 1985, 1989, С.Б.Яковлева, 1988 и др.) связывается с недоразвитием у детей лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений в виде ошибок на уровне слов, словосочетаний, предложений и текстов. Аграмматизмы на уровне связного текста проявляются в искаженном воспроизведении содержания, нарушении причинно-следственных и временных связей, логической последовательности. Синтаксические аграмматизмы – в нарушении последовательности слов в предложении, пропуске членов предложения; изменении падежных окончаний; числа существительных; замене префиксов, суффиксов; падежа местоимений. Морфологические – в неправильном употреблении падежных окончаний, образовании слов, искажения предложно-падежных конструкций и др. Лексико-грамматическое недоразвитие – широкий симптомокомплекс, проявляющееся у детей с ОНР, ЗПР, умственно отсталых детей, детей с дизартрией, алалией.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Использование пластико-ритмической гимнастики в воспитании детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В специальной литературе отмечается, что у многих детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности ее развития. В связи с этим авторы подчеркивают необходимость специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с р ...

Учебный план и программы обучения
Реформа высшего образования, направленная на коренное улучшение качества подготовки специалистов, обусловливает необходимость разработки новых квалификационных требований к выпускникам высших учебных заведений. В соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации "Об образовании"обязательны ...

Познавательный интерес как проблема исследования в теории обучения и воспитания
Разработка проблемы познавательного интереса в педагогической науке всегда отличалась непреходящей ценностью и продолжает оставаться одним из важнейших направлений научных поисков современной теории и практики воспитания. Интерес, будучи стартовым образованием, началом психологического стержня личн ...

Навигация