По определению Р.И.Лалаевой дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Полная неспособность овладения письмом или утрата навыка письма в результате черепно-мозговой травмы является аграфией.
Существуют и другие определения дисграфии.
А.Н.Корнев определяет ее как стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствия грубых нарушений зрения и слуха.
И.Н.Садовникова – как частичное расстройство письма, основной симптом которого – наличие стойких специфических ошибок.
А.Л.Сиротюк понимает дисграфию как частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции головного мозга.
Данные подходы в разные периоды раскрывали взгляд на проблему дисграфии, выделяя в первом случае: объяснение неспособности передавать графему у здоровых детей; во втором – трудности овладения письменной речью в определенный период, где письмо ближе не к деятельности, а к навыку; в третьем – неготовность ребенка к формированию навыка письма, поэтому определение Р.И.Лалаевой, на наш взгляд более точно отражает специфику нарушений письма.
Степень выраженности дисграфии может быть разной и зависеть от вида письма, количества ошибок, состояния ребенка (влияния метеоусловий, психологической атмосферы, времени дня и т.п.)
Трудности в овладении письмом выявляются до конца 1-го полугодия первого года обучения в связи с нечетким знанием алфавита, графем, сложностях перевода звука в букву и в звуко-буквенном анализе. Со второго полугодия 1 класса и в первом полугодии 2-го класса возникают специфические ошибки, которые при оказании помощи устраняются. Если они остались то во втором полугодии 2-го года обучения диагностируется дисграфия. Исследование этиологии дисграфии затруднено ретроспективностью вызвавших ее факторов: они могут отойти на второстепенный план при поступлении ребенка в школу.
Анализ литературных данных позволяет установить ряд причин, возникающих одновременно или последовательно. Ведущими причинами дисграфии, по мнению Корнева, Парамоновой, Лалаевой, являются
задержка в формировании важных для письма функциональных систем, обусловленная наследственностью и вредными воздействиями в пренатальный, натальный, постнатальный периоды развития;
нарушения устной речи (напр., умение ее анализировать и синтезировать);
трудности становления у ребенка функциональной асимметрии полушарий головного мозга (латерализация), в результате чего затрудняется контроль над многими видами деятельности;
трудности зрительно-пространственной ориентировки (на собственном теле, в окружающем пространстве, на листе бумаги и т.д.).
В этиологии расстройств выделены три группы явлений:
I. Конституциональные предпосылки, включающие в себя наследственную отягощенность по дисграфии и другим психическим заболеваниям, особенности латерализации полушарий головного мозга, сроки формирования функциональных систем. Следует отметить, что дисграфия функционального генеза встречается редко, чаще в сочетании с различными неблагоприятными внешними факторами.
II. Вредные воздействия в пренатальный, натальный и постнатальный периоды развития, приводящие к энцефалопатическим нарушениям, различным аномалиям развития подкорковых структур и высших корковых отделов головного мозга, неравномерному развитию функциональных систем и высших психических функций.
III. Неблагоприятные социальные факторы, выражающиеся в не соответствующих с фактической зрелостью ребенка времени начала обучения грамоте, в школе и несоответствии с возможностями ребенка объема и уровня требований в отношении грамотности (напр., в выборе учреждения, программы обучения и т.п.). Также к данным факторам относится несоответствующие индивидуальным особенностям ребенка методы и темп обучения, длительные соматические заболевания детей и неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых в семье и дошкольных учреждениях и т.п.)
Материалы по педагогике:
Двигательная активность - средство полноценного
развития и подготовки детей
Двигательная активность - средство полноценного развития и полготовки детей. Движения принадлежат к фундаментальным и сложным явлением природы. С философских позиций движение подчеркивает диалектическое единство живой и неживой природы. Движение привлекало к себе внимание видных ученых самых различ ...
Природные физические данные и их развитие средствами партерной гимнастики
Под физическими данными подразумеваются два понятия: физические качества и физические способности. Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельно ...
Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому
языку в коррекционной школе
Игра, как феномен человеческой деятельности, издавна является предметом изучения самых разнообразных отраслей знаний: философии, социологии, кибернетики, психологии, педагогики. К настоящему времени накопился немалый фонд педагогической литературы об игре как средстве воспитания вообще. Имеются раб ...