Теоретико-методическое обоснование методики констатирующего эксперимента

Материалы о педагогике » Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи » Теоретико-методическое обоснование методики констатирующего эксперимента

Страница 3

Кожно-кинестетический фактор (анализ звука, подбор артикуляционной позы) предполагает выделение нижне- и верхнетеменных синдромов. В первом случае говорят о действиях «рукой-лопатой», трудностях при воспроизведении артикуляционных поз (проговаривание во время письма помогает руке). У ребенка сейчас получилось действие, а в следующий раз он сам не может повторить, и коррекцию надо вновь начинать сначала. Во втором случае нарушается овладение внешним пространством, ощущение собственного тела, нет восприятия комплекса сигналов, что важно при произвольном манипулировании во время письма. Поэтому в методике есть задания на исследование состояния ручной моторики и состояния оптико-пространственного праксиса.

Зрительно-гностический фактор (неузнавание знаков проявляется симптомами буквенной агнозии) предполагает две причины: нераспознавание знаков и сбои в пространственно-зрительной зоне элементов букв, зеркальное написание. Поэтому в методике присутстсвуют задания на исследование речезрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти.

Модально-неспецифический фактор у ребенка имеет длительный этап созревания и позволяет организовывать движения в реальном пространстве, овладевать квазипространственными представлениями в речи (взаимное расположение предметов, выраженное предлогами, понимание степеней сравнения, падежей, конструкции типа «после того как; сначала – потом». (Причем возникшие проблемы сами не решаются, весь путь надо проходить заново изначально со слухового гностического фактора). Поэтому в методику включены задания на выявление навыков словообразования, употребления предложных конструкций имен существительных множественного числа, дифференциацию предикативных форм.

Нарушения лобных факторов: премоторного (кинетического) и префронтального (фактора произвольной регуляции) исключают возможность приспособления к движению: плавного перехода с одного действия на другое, приводя к нарушениям слитности письма. (Рубинштейн Н.А. «Организация движений»: теменнопремоторный уровень организации движений возникает к 6-7 годам и выражается в умелости, тонкости движений, анализе позы, опоре на память, плавности перехода, пространственной организации. При символическом уровне организации необходимо осознавать, что сделанное замечание, например о звукопроизношении при связном рассказывании, может спустить ребенка на уровень ниже, вплоть до кортикально-стриального уровня (удержания позы). Поэтому в методику включены пробы на организацию целостного движения и исследование уровня самоконтроля.

Для определения готовности к овладению навыками письма на базе развития графомоторных навыков в исследовании прогнозируется выявить:

уровень сформированности ориентировки на листе бумаги, соблюдение правильных действий с карандашом, нажим грифелем на лист при выполнении;

умения проводить различные линии в заданных направлениях, умение копировать изображения предметов;

умения детей работать по образцу, передавать изображения в графическом плане, работать на тетрадном листе, копировать ряды, соблюдая интервалы, очередность, параллельность, умение доводить задание до конца.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Теоретическое обоснование дидактических условий применения пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения на примере MS PowerPoint
Пакеты демонстрационной графики (ПДГ) являются конструкторами графических образов деловой информации, призванными в наглядной форме представлять информацию. ПДГ широко используются при проведении коммерческих и научных презентаций, но в процессе обучения они применяются достаточно редко. Программы ...

Работа над усвоением словарных слов
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективны ...

Учебная мотивация и развивающее обучение
Важность данного исследования объясняется усиливающимся интересом педагогов и психологов к вопросам эффективности образовательного процесса. Часто, говоря об эффективности обучения, имеют в виду только его образовательные функции, то есть, формирование у учащихся предусмотренных программой знаний и ...

Навигация