Теоретико-методическое обоснование методики констатирующего эксперимента

Материалы о педагогике » Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи » Теоретико-методическое обоснование методики констатирующего эксперимента

Страница 1

Актуальность проблемы дисграфии в школьном возрасте показывает необходимость профилактической работы по устранению ее предпосылок в дошкольном детстве. Предпосылки проявляются в несформированности какой-либо функции или ряда функций, которые в норме должны быть развиты перед поступлением ребенка в школу. Отклонения ведут к невозможности овладения полноценного навыка письма, тормозят развитие ребенка в целом и провоцируют проблемы при усвоении школьной программы.

Методика констатирующего эксперимента основывается на современных научных представлениях о процессе письма как сложном психофизиологическом процессе, о психологических и речевых предпосылках усвоения навыка письма, о симптоматики и механизмах общего недоразвития речи у дошкольников.

Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Р.И.Лалаева и другие авторы отмечают, что нарушения письма возникают в результате недостаточной сформированности моторных, зрительно-пространственных и речевых функций.

Отличаясь от процесса устной речи своим возникновением, развитием, психологическим содержанием, процесс письма включает особые психологические операции. Значимыми при возникновении нарушений письма являются нарушения фонетико-фонематической стороны речи. Недостаточно знания определенных орфографических правил, в сознании ребенка правильное написание подготавливается еще в процессе становления устной речи. « Чем активнее протекает процесс формирования речи, тем лучше ребенок оказывается подготовленным к письму» с.14 и наоборот. Д.Б.Эльконин отмечал значимость звуковой действительности языка. От звуковой формы слова «… зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языковой грамматики и связанной с ней орфографии».

Нарушения зрительно-пространственных функций ведут к появлению ошибок зрительного анализа и синтеза, трудностям усвоения начертания букв и неправильному, неточному их изображению. Они возможны у детей даже с высоким уровнем речевого развития. Из-за свойств зеркальности написание большинства букв русского алфавита вызывает затруднения. И прописном, и печатном шрифте в их состав входит небольшое количество одинаковых элементов: палочки, крючки, овалы, петли, полуовалы. По-разному комбинируясь между собой по количеству, пространственному расположению, они образуют буквенные знаки. Многочисленные повторения составляющих элементов являются причиной существования групп оптически сходных букв. Одинаковые элементы групп буквенных знаков отличаются:

количеством;

расположением в пространстве;

различной величиной;

наличием дополнительных специфических элементов.

Данные обстоятельства не позволяют ребенку с нарушением зрительно-пространственных представлений уловить различия, так как у него не сформированы представления о форме и величине предметов, об их расположении в пространстве по отношению друг к другу. Нарушение зрительного мнезиса ведет к трудностям в запоминании зрительных образов букв и дальнейшему их воспроизведению при письме (например, ошибочные написания букв с совпадением первого элемента, смешение букв по оптическому сходству, зеркальное написание букв; нарушение высоты, соразмерности и пространственной ориентации элементов букв; недописывание элемента при наличии такого же у соседней).

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Навигация