Актуальность проблемы дисграфии в школьном возрасте показывает необходимость профилактической работы по устранению ее предпосылок в дошкольном детстве. Предпосылки проявляются в несформированности какой-либо функции или ряда функций, которые в норме должны быть развиты перед поступлением ребенка в школу. Отклонения ведут к невозможности овладения полноценного навыка письма, тормозят развитие ребенка в целом и провоцируют проблемы при усвоении школьной программы.
Методика констатирующего эксперимента основывается на современных научных представлениях о процессе письма как сложном психофизиологическом процессе, о психологических и речевых предпосылках усвоения навыка письма, о симптоматики и механизмах общего недоразвития речи у дошкольников.
Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Р.И.Лалаева и другие авторы отмечают, что нарушения письма возникают в результате недостаточной сформированности моторных, зрительно-пространственных и речевых функций.
Отличаясь от процесса устной речи своим возникновением, развитием, психологическим содержанием, процесс письма включает особые психологические операции. Значимыми при возникновении нарушений письма являются нарушения фонетико-фонематической стороны речи. Недостаточно знания определенных орфографических правил, в сознании ребенка правильное написание подготавливается еще в процессе становления устной речи. « Чем активнее протекает процесс формирования речи, тем лучше ребенок оказывается подготовленным к письму» с.14 и наоборот. Д.Б.Эльконин отмечал значимость звуковой действительности языка. От звуковой формы слова «… зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языковой грамматики и связанной с ней орфографии».
Нарушения зрительно-пространственных функций ведут к появлению ошибок зрительного анализа и синтеза, трудностям усвоения начертания букв и неправильному, неточному их изображению. Они возможны у детей даже с высоким уровнем речевого развития. Из-за свойств зеркальности написание большинства букв русского алфавита вызывает затруднения. И прописном, и печатном шрифте в их состав входит небольшое количество одинаковых элементов: палочки, крючки, овалы, петли, полуовалы. По-разному комбинируясь между собой по количеству, пространственному расположению, они образуют буквенные знаки. Многочисленные повторения составляющих элементов являются причиной существования групп оптически сходных букв. Одинаковые элементы групп буквенных знаков отличаются:
количеством;
расположением в пространстве;
различной величиной;
наличием дополнительных специфических элементов.
Данные обстоятельства не позволяют ребенку с нарушением зрительно-пространственных представлений уловить различия, так как у него не сформированы представления о форме и величине предметов, об их расположении в пространстве по отношению друг к другу. Нарушение зрительного мнезиса ведет к трудностям в запоминании зрительных образов букв и дальнейшему их воспроизведению при письме (например, ошибочные написания букв с совпадением первого элемента, смешение букв по оптическому сходству, зеркальное написание букв; нарушение высоты, соразмерности и пространственной ориентации элементов букв; недописывание элемента при наличии такого же у соседней).
Материалы по педагогике:
Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических
трудах
Проблема общения - коммуникации занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. По утверждению М. С. Кагана первый серьёзный анализ общения как философской категории относится ещё к эпохе эллинской культуры. У Сократа и Платона впервые возникла этическая ...
Приказ о введении в штат должности психолога
«О введении должности психолога в учреждениях народного образования» * Письмо Министерства народного образования от 30 мая 1989 года № 542/ 13т Министерство народного образования направляет для руководства инструктивное письмо Гособразования СССР от 27 апреля 1989 года № 16 «О введении должности пс ...
Формирование готовности
ребенка к школе средствами дидактической игры
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. ...