Процесс письма требует сосредоточенности, внимания и определенной готовности руки воспроизводить серии плавных, непрерывных, мелких движений. Даже если все вышеперечисленные функции сформированы, отсутствие готовности руки к письму замедляет и усложняет процесс его овладения.
Ошибки грамматического строя в устной речи также отражаются на письме и проявляются в аграмматической дисграфии. Поэтому у дошкольников в полной мере должна быть сформировано правильное грамматическое оформление речи.
Многие авторы (Р.Е.Левина, К.П.Беккер, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Л.Г.Милостивенко, НС.Жукова, Е.М.Мастюкова, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова и др. указывают, что у детей с ОНР вместе с системным нарушением речи несовершенна координация движений, имеются нарушения развития мелкой моторики рук. Низкий уровень развития имеют двигательный и зрительный анализаторы, непосредственно участвующие в восприятии и воспроизведении букв. Несформированность оценки пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения формы букв у детей с ОНР, затрудняет ориентировку на листе, строке при необходимости дифференциации пространственных характеристик: правая-левая сторона, ниже-выше строки, ближе-дальше, около-внутри, под-над и т.д.
Таким образом, для успешного усвоения навыка письма в дошкольном возрасте при развитии ВПФ необходимо сформировать фонетико-фонематические функции, лексико-грамматический строй речи, зрительно-пространственные представления, мелкую моторику, устранить нарушения в звукопроизношении.
Выявленные нарушения при овладении навыком письма, и как следствие, являющиеся предпосылками возникновения дисграфии на начальном этапе обучения в школе определяют содержание и основные направления методики констатирующего эксперимента. Поэтому в методику включены задания
на выявление уровня сформированности неречевых предпосылок письма: зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, зрительной памяти;
на исследование особенности сформированности речевых предпосылок, включающих компоненты: звукопроизношение, словарный запас, фонематические процессы, произношение слов различной слоговой структуры, речеслуховая память, речезрительная память;
на выявление особенностей сформированности самоконтроля, самооценки умения выделять собственные и чужие ошибки.
Четвертый этап проведен для сопоставительного анализа результатов исследования: выявления уровней сформированности речевых и неречевых предпосылок и выявления взаимосвязи с уровнем самоконтроля с использованием методов математической обработки.
Изменения в психических функциях в целом определяют нейропсихологический синдром, базирующийся на расположении фактора, поэтому в нашем исследовании предполагается синдромный анализ. При овладении письмом обнаруживается дефицитарность многих факторов.
Модально-специфические факторы
Слуховой гностический (вычленение, распознавание фонем) – поэтому в методике используются задания на исследование фонематического восприятия.
Ребенок может медленно воспринимать звуки, но по мере совершенствования участка улучшается слухоречевая память (при медленной скорости ребенок понимает, но при быстрой скорости ребенок может не воспринимать длинные фразы). Следовательно, в методику включаются задания на исследование слуховой, слухоречевой памяти.
Материалы по педагогике:
Понятия мотивации. Методы формирования мотивации
Мотивация [англ. motivations] – активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать активные действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к прод ...
Основные характеристики профессиональной деятельности
индивидуального стиля тренера
Формирование творческой индивидуальности тренера в общем плане совпадает с формированием его в качестве личности; оно решающим образом зависит от его личностных черт, качеств, в первую очередь, таких как мировоззрение, гражданская убежденность, осознанная ответственность. Именно уровень развития ли ...
Совместное обучение в современной школе
Многое в школьном образовании индифферентно по отношению к половой принадлежности учеников. Четыре элемента педагогической системы (по Беспалько) – цели, содержание, методология и формы обучения в программах, в методических пособиях, - традиционно «бесполые». При одной и той же школьной методике об ...