Лексикология как лингводидактическая основа методики работы над словом

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Лексикология как лингводидактическая основа методики работы над словом

Страница 1

Слово - важнейшая единица языка. Словами и их значениями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов (и их сочетаний), выстроенных в определённой последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически (т.е. при помощи окончаний, предлогов, союзов и других средств). Чем богаче словарь человека, тем, следовательно, у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объём словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматриваются в методике как важнее условие успешного развития речи.

Словарный состав русского языка очень велик. В толковый словарь, изданный под редакцией профессора Д.Н. Ушакова (в него включены наиболее распространённые слова и термины русского языка), вошло около 90 тысяч слов.

Как и во всякой учебной работе, так и в объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. "Добиться, чтобы сами школьники не только смутно уловили смысл нового слова в тексте, но и сумели объяснить его значение, - значит обеспечить их умственное развитие, воспитывать самостоятельность".

Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова большая часть слов, особенно общеупотребительных, обладает многозначностью. Многозначность слов добавляет ещё многие тысячи значений, т.е., по существу, новых лексических единиц, смысл и оттенки которых становятся понятными в контексте, в речи.

Формирование понятия о литературной норме приводит к тому, что учащиеся разграничивают те условия, в которых может быть использовано, например, диалектное слово, и те, где требуется соблюдение требований литературного языка.

Редко бывает так, чтобы новое слово не поняли учащиеся. Проверками установлено, что в классе почти всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи, встретившиеся в рассказе, и в то же время бывает до десяти человек, которые в том же рассказе не понимают вовсе или понимают неточно до 10-12 слов. В коллективной или групповой работе над словарём учитель опирается на тех учащихся, словарь которых более развит.

Задача школы, в частности, состоит в том, чтобы взять в свои руки стихию речевых влияний, в которой живут школьники, и управлять ею. Поэтому очень важно изучать речевое окружение школьников, поддерживать контакт с родителями.

Самый надёжный источник обогащения словаря и речи учащихся - это художественная литература. В учебных книгах для чтения представлены подлинные произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета и многих других мастеров русского слова. Это огромное достоинство нашей системы обучения русскому языку: школьники усваивают русский язык на высокохудожественных образцах.

Готовясь к уроку русского языка, учитель отмечает про себя, какие слова и обороты речи будут использованы для словарной работы: 2-3 слова, которые для большинства учащихся могут оказаться непонятными, будут разъяснены; 3-4 слова или сочетания намечены для работы над уточнением их оттенков, эмоциональных окрасок, сочетаемости; все слова, над которыми велась работа, будут включены в пересказ или в высказывания самих учащихся по вопросам учителя.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Навигация