Способы объяснения и закрепления значений новых слов

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Способы объяснения и закрепления значений новых слов

Страница 1

Организуя работу над новыми словами, надо стремиться к тому, чтобы ученики запомнили как можно больше словосочетаний с изучаемым словом, научились их употреблять в необходимых и близких им ситуациях. Поэтому словарную работу в нерусских школах следует проводить одновременно с работой над словосочетанием и предложением, так как слова только тогда войдут в активный речевой запас, когда учащиеся овладеют грамматическим строем русского языка. Начиная с первого года изучения русского языка дети одновременно с усвоением слов приобретают навыки сочетания их с другими словами в предложении.

Известно, что многие слова, предусмотренные словарным минимумом для активного усвоения, не повторяются в учебниках русского языка для начальной национальной школы, поэтому они остаются практически неусвоенными. Учителю необходимо вести строгий учёт новых слов, их повторяемости в упражнениях, в устной речи учащихся. Те слова, которые не повторяются в учебниках, в текстах для чтения, необходимо включать в устные или письменные упражнения, составлять с ними предложения, словосочетания, подбирать к ним антонимы, синонимы.

Составление словосочетаний является очень эффективным видом закрепления новых слов, их значений, выработки навыков сочетаемости слов. Например:

1. Подбор к существительным, обозначающим предметы (вещи, людей, животных и т.д.); названий действий: мальчик (идёт, бежит, стоит, читает, пишет и т.д.); дерево (растёт, качается, зеленеет); снег (идёт, падает, тает) и т.д.

2. Подбор к глаголам, обозначающим действия, названий предметов: идёт (человек, машина, волк, снег); тает (лёд, снег, сахар); летит (птица, ракета, самолёт, спутник, космонавт) и т.д.

3. Подбор к двум или более названиям предметов слов, обозначающих действия или состояния предметов: лошадь идёт, скачет, стоит, а змея ползёт, лежит; ложка лежит, а стакан стоит; пером пишут, а лопатой копают; иглой шьют, а утюгом гладят; топором рубят, а пилой пилят и т.д.

4. Подбор к словам, обозначающим предметы, прилагательных со значением признака: яблоко красное, спелое, вкусное, большое; трава зелёная, высокая, густая; вода тёплая, холодная, горячая и т.д.

При выполнении таких упражнений следует учитывать особенности родного языка, различие в объёме значений и сочетаемости слов в русском и родном языках, предупреждать лексическую интерференцию. Например, во многих языках такие понятия как стоит и лежит, жаркий и горячий не дифференцируются. Оба понятия передаются одним словом, поэтому учащиеся могут сказать "стакан лежит", "книга стоит", "жаркий суп" и т.п.

Активизации словаря и закреплению изученной лексики помогает составление предложений и небольших рассказов по опорным словам. Учитель создаёт необходимые условия, чтобы ученик употребил изученное слово, составил с ним предложение. Предложение можно составить по вопросу учителя: Что делает тракторист? (Тракторист пашет поле). Когда убирают хлеб? Что делают топором? Вопросы могут быть различные в зависимости от того, какое слово и в какой форме нужно употребить в предложении.

Одной из разновидностей работы над предложением является распространение его словами, необходимыми для закрепления предложения: Жители сел убирают хлеб. Когда убирают хлеб? (Летом, осенью). Чем убирают хлеб? (Хлеб убирают комбайном). Снег тает. Когда тает снег? (Снег тает весной). Когда идёт снег? (Снег идёт зимой).

Учёт усвоенных слов Г.Г. Буржунов также отмечает как необходимый приём обогащения активного словаря учащихся. Систематически проводимая проверка позволяет выяснить, как усвоены те или иные слова, умеют ли учащиеся пользоваться ими, употреблять в речи, какие именно значения усвоены, какие нет, какие ошибки допускаются в произношении, в правописании, в грамматических формах, в лексической сочетаемости. Такой дифференцированный учёт позволяет включать слабо усвоенные слова различного рода упражнения. Например, учитель отмечает, что некоторые учащиеся 2 класса не усвоили основные значения слова мыть и не умеют отличать его от глагола стирать, допускают ошибки в произношении мягких и твёрдых согласных перед гласными и на конце слова.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Исследование особенностей письма у учащихся младших классов
При разработке методики констатирующего эксперимента были использованы задания и серии заданий из методик Т.В. Ахутиной, Т.А. Фотековой, Л.Г. Парамоновой. Анализ научно-теоретических предпосылок, а также психологических особенностей исследуемых детей позволил обозначить цель проведения констатирующ ...

Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
Логическим итогом технологии конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. При этом важно отметить, что при составлении планов организации учебно-познавательной д ...

Психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена
Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребенка-полувзрослого». Возраст от 10–11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5–8 классов. У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реаль ...

Навигация