Способы объяснения и закрепления значений новых слов

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Способы объяснения и закрепления значений новых слов

Страница 4

В магазине ученик (покупать тетрадь).

В школе ученица (читать книга).

Или: (…огород) дети убирают (свёкла).

3. Перевод с русского языка на родной и с родного на русский. В подготовительном, 1 и 2 классах учитель говорит русские слова и самые несложные предложения с этими словами и предлагает учащимся перевести их на родной язык или, наоборот, говорит на родном языке, а дети переводят слова на русский. В 3 классе эта работа несколько усложняется, причём здесь могут быть предложены письменные переводы.

4. Постановка вопросов и ответы на вопросы. Например: Кто строит дом? - Плотник (строитель) строит дом. Кто пашет поле? - Тракторист пашет поле и т.п.

5. Придумывание слов с противоположными значениями. Учитель произносит слово и предлагает детям назвать слово с противоположным значением, например: большой - маленький, высокий - низкий, широкий - узкий и т.п. Или сами дети подбирают слова для справок, а во 2 и 3 классах учащиеся подбирают их самостоятельно.

6. Проведение во 2 и 3 классах упражнений с синонимами, характеризующими один и тот же предмет. Учитель предлагает учащимся составить фразы, присоединяя к одному и тому же подлежащему различные сказуемые, близкие по своему значению. Образец упражнения:

Что делает?

Ветер дует, завывает, воет, шумит …

Снег падает, летит, идёт …

Или:

Что дует, завывает, шумит? Ученик отвечает: "Ветер".

Наряду с фронтальным опросом всех учащихся в целях проверки прочности усвоения слов, изученных за неделю, четверть и т.д., возможен индивидуальный контроль, который осуществляется обычно путём устного опроса на уроках.

В различных классах количество слов для усвоения на одном уроке неодинаково. В подготовительном и 1 классах на каждом уроке следует давать в среднем 2-3 новых слова, предназначенных для активного усвоения. В этих классах большое внимание и значительное время должно быть уделено обучению произношению усваиваемых слов.

В дальнейшем, во 2 и 3 классах, количество слов, вводимых в течение одного урока, можно увеличить от трёх до пяти.

Слова с конкретными значениями нужно давать в большом количестве, чем слова с отвлечёнными значениями, однако не выше указанной нормы. Нужно помнить указания К. Ушинского: "Пусть дети приобретут понемногу, но не теряют ничего их приобретённого и пользуются им для приобретения нового".

Кроме того, способность воспринимать и запоминать у детей разного возраста имеет свои границы. Учащиеся должны ежедневно запоминать новые слова и фразеологические обороты, но нельзя чрезмерно перегружать их этой работой.

На протяжении всего курса русского языка в дагестанской начальной школе большое значение придаётся словарной работе.

Грамотно поставленная словарная работа по русскому языку обеспечивает своевременное усвоение и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала на всех этапах обучения, предусматривает углубленную подготовку в старших классах и дальше - к единым государственным экзаменам, совершенствование у учащихся языковых навыков и умений, служит средством нравственного воспитания школьников.

Из усваиваемой лексики наиболее частотные слова входят в активный словарь. Им пользуются дети в своей повседневной речевой практике.

Для практики преподавания русского языка очень важно правильное определение количества слов для активного усвоения. Психологами доказано, что завышение объёма учебного материала приводит к существенным трудностям усвоения. Поэтому не следует увеличивать количество слов для активного словаря. Следует добиваться закрепления вновь усваиваемых слов, их значений. Установлено, что новое слово, отобранное для активного усвоения, необходимо вводить в речевую практику в течение 7-8 уроков подряд с момента его первоначального введения в речь.

Учащиеся имеют также и пассивный словарь. Он состоит из слов, которые дети понимают при чтении книг, журналов, газет, при слушании радио - и телепередач, в речи других лиц. Словами пассивного словаря учащиеся не пользуются в своей речи. Однако постепенно эти слова переходят в активный, поэтому учитель должен стремиться к пополнению не только активного, но и пассивного словаря.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по педагогике:

Изучение системы развивающего обучения на основе работ Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Эльконин Даниил Борисович (1918-1959) - виднейший советский психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Давыдов Василий Васильевич - академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения. Эта технология направлена на развитие ло ...

Музыкальное сопровождение в утренней гимнастике
Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, ...

Особенности организации логопедической работы в коррекционной школе
Специфика логопедической работы во вспомогательной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой — особенностями речев ...

Навигация