В магазине ученик (покупать тетрадь).
В школе ученица (читать книга).
Или: (…огород) дети убирают (свёкла).
3. Перевод с русского языка на родной и с родного на русский. В подготовительном, 1 и 2 классах учитель говорит русские слова и самые несложные предложения с этими словами и предлагает учащимся перевести их на родной язык или, наоборот, говорит на родном языке, а дети переводят слова на русский. В 3 классе эта работа несколько усложняется, причём здесь могут быть предложены письменные переводы.
4. Постановка вопросов и ответы на вопросы. Например: Кто строит дом? - Плотник (строитель) строит дом. Кто пашет поле? - Тракторист пашет поле и т.п.
5. Придумывание слов с противоположными значениями. Учитель произносит слово и предлагает детям назвать слово с противоположным значением, например: большой - маленький, высокий - низкий, широкий - узкий и т.п. Или сами дети подбирают слова для справок, а во 2 и 3 классах учащиеся подбирают их самостоятельно.
6. Проведение во 2 и 3 классах упражнений с синонимами, характеризующими один и тот же предмет. Учитель предлагает учащимся составить фразы, присоединяя к одному и тому же подлежащему различные сказуемые, близкие по своему значению. Образец упражнения:
Что делает?
Ветер дует, завывает, воет, шумит …
Снег падает, летит, идёт …
Или:
Что дует, завывает, шумит? Ученик отвечает: "Ветер".
Наряду с фронтальным опросом всех учащихся в целях проверки прочности усвоения слов, изученных за неделю, четверть и т.д., возможен индивидуальный контроль, который осуществляется обычно путём устного опроса на уроках.
В различных классах количество слов для усвоения на одном уроке неодинаково. В подготовительном и 1 классах на каждом уроке следует давать в среднем 2-3 новых слова, предназначенных для активного усвоения. В этих классах большое внимание и значительное время должно быть уделено обучению произношению усваиваемых слов.
В дальнейшем, во 2 и 3 классах, количество слов, вводимых в течение одного урока, можно увеличить от трёх до пяти.
Слова с конкретными значениями нужно давать в большом количестве, чем слова с отвлечёнными значениями, однако не выше указанной нормы. Нужно помнить указания К. Ушинского: "Пусть дети приобретут понемногу, но не теряют ничего их приобретённого и пользуются им для приобретения нового".
Кроме того, способность воспринимать и запоминать у детей разного возраста имеет свои границы. Учащиеся должны ежедневно запоминать новые слова и фразеологические обороты, но нельзя чрезмерно перегружать их этой работой.
На протяжении всего курса русского языка в дагестанской начальной школе большое значение придаётся словарной работе.
Грамотно поставленная словарная работа по русскому языку обеспечивает своевременное усвоение и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала на всех этапах обучения, предусматривает углубленную подготовку в старших классах и дальше - к единым государственным экзаменам, совершенствование у учащихся языковых навыков и умений, служит средством нравственного воспитания школьников.
Из усваиваемой лексики наиболее частотные слова входят в активный словарь. Им пользуются дети в своей повседневной речевой практике.
Для практики преподавания русского языка очень важно правильное определение количества слов для активного усвоения. Психологами доказано, что завышение объёма учебного материала приводит к существенным трудностям усвоения. Поэтому не следует увеличивать количество слов для активного словаря. Следует добиваться закрепления вновь усваиваемых слов, их значений. Установлено, что новое слово, отобранное для активного усвоения, необходимо вводить в речевую практику в течение 7-8 уроков подряд с момента его первоначального введения в речь.
Учащиеся имеют также и пассивный словарь. Он состоит из слов, которые дети понимают при чтении книг, журналов, газет, при слушании радио - и телепередач, в речи других лиц. Словами пассивного словаря учащиеся не пользуются в своей речи. Однако постепенно эти слова переходят в активный, поэтому учитель должен стремиться к пополнению не только активного, но и пассивного словаря.
Материалы по педагогике:
Сущностная характеристика процесса обучения
выразительному чтению
Современная методика понимает кавык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...
Чтение как средство воспитания памяти и мышления
Память и мышление неразрывно связаны между собою: нельзя думать последовательно, забывая предыдущие мысли и не припоминая того, что необходимо для формирования суждений и умозаключений. Вдумчивое самостоятельное чтение позволяет не только воспринять мысль автора, но и сопоставить с нею мысли других ...
Воспитательные функции хореографического искусства
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Танец является богатейшим источником эстетиче ...