Способы объяснения и закрепления значений новых слов

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Способы объяснения и закрепления значений новых слов

Страница 3

В начальной школе можно рекомендовать следующие задания для повторения слов: назвать предметы по картине; включить данные слова в ответы на вопросы; употребить их при составлении вопросов к прочитанному тексту или картине; перевести слова на родной язык или с родного языка на русский; выбрать из прочитанного текста однокоренные слова, слова с общим суффиксом, с общей приставкой (2-3 классы); подобрать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значениями (во 2 и 3 классах); выписать из прочитанного текста меткие выражения (в 3 классе) и заучить их.

Можно рекомендовать учащимся группировать слова, например: по лексическим темам (подготовительный - 1 класс) - учебные предметы, одежда, названия домашних животных, пушных зверей, птиц, мебели, посуды и т.п.; по фонетическому признаку - слова с начальными гласными а, о, у, и, е, назваными учителем согласными, с трудными звуками ш, ж, щ и т.п.; по морфологическому признаку - слова, отвечающие на вопросы кто? Что? Что делать? Что делают? Какой? Какая? Какое?

Во 2 и 3 классах учащиеся могут группировать слова по лексическим темам, предусмотренным для этих классов, а также слова с общим корнем, с общим суффиксом, с общей приставкой, например: дом - домик, стол - столик, двор - дворик, учитель, писатель.

Учащиеся 2 и 3 классов могут подбирать к данному слову, обозначающему предмет, другие слова, характеризующие его с разных сторон, например: Солнце светит, греет, всходит, заходит, жжёт, печёт, улыбается. Снег что делает? - Снег падает, идёт, летит, сыплется, тает. Ветер что делает? - Ветер дует, шумит, воет, стучит, ревёт. Дождь что делает? - Дождь льёт, идёт, брызжет, каплет, стучит и т.д. Снег какой? - Снег белый, мокрый, пушистый, холодный, рыхлый и т.д.

Расширению словарного запаса учащихся также способствует заучивание устойчивых словосочетаний, например: Солнце светит, дождь идёт, снег падает и т.п. Можно предложить учащимся вспомнить заученные ранее стихотворения и назвать выражения, в которых говорится о солнце, например: Рано солнышко взошло. Светит солнышко в окно. Солнце печёт, липа цветёт и т.п.

Назовём несколько приёмов, которыми следует пользоваться при проверке усвоения новых слов младшими школьниками национальной школы.

Коллективное повторение новых слов на ту или иную тему, изученную в классе. Например, учитель предлагает детям вспомнить и назвать слова, которые они знают по теме "Школа". Он называет ситуации, в которых дети должны использовать эти слова, например, в диалоге: Встретились два мальчика: один идёт в школу, а другой - из школы. О чём они могут разговаривать? Или: Две девочки идут вместе в школу. О чём они могут спрашивать друг друга?

Учитель отмечает слова, которые дети произносят неправильно, и те, значения которых они понимают недостаточно точно. В подготовительном и 1 классах такие упражнения нужно проводить устно, во 2 и 3 классах - устно и письменно. Выявив недостатки в усвоении слов по данной теме, учитель намечает упражнения для их устранения.

Составление предложений с данными словами. Учитель пишет на доске группы слов, из которых нужно составить предложения. В подготовительном и 1 классах слова даются в той форме, в какой они должны войти в предложение, а именно: учитель пишет три-четыре подлежащих, два-три сказуемых и два-три дополнения или определения и предлагает придумать предложения с этими словами. Сначала предложения составляются устно, затем записываются на доске и в тетрадях.

Учитель пишет на доске три столбика слов для составления предложений. В первый столбик вносит подлежащее, во второй - сказуемые, в третий - дополнения. Во 2 классе можно перед дополнениями дать столбик с определениями, например:

Мальчик пишет новое платье

Девочка шьёт трудную задачу

Ученик решает большое письмо

Из данных слов нужно составить предложения:

Мальчик пишет большое письмо. Девочка шьёт новое платье. Ученик решает трудную задачу.

В 3 классе подобные упражнения могут быть значительно усложнены. Можно увеличить количество слов в столбиках или слова двух-трёх столбиков дать в начальной форме. Ученик сам должен изменить данные слова так, чтобы получилось правильно построенное русское предложение. Например, ученикам даются следующие слова:

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

История изучения проблемы заикания и причин его возникновения
История изучения заикания насчитывает более двух тысяч лет, поэтому эту проблему можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Заикание известно человечеству столько, сколько существует человеческая речь. Разное понимание его сущности обусловлено уровнем разви ...

Эффективность использования дидактических игр для формирования знаний о сезонных изменениях в природе
В экспериментальной работе принимали участие дети, с которыми проводились исследовательские методики по выявлению знаний детей о сезонных изменениях в природе на констатирующем этапе и проводилась работа по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе. На контрольном этапе использовалась та ...

Попечительская деятельность родительского комитета
В каждой школе имеется как родительский комитет, так и попечительский совет, деятельность которого осуществляют общественные деятели, родители, и который, как и было сказано выше, как правило, находится в составе родительского комитета. Деятельность попечительского совета - одна из форм участия общ ...

Навигация