Работа над обогащением словарного запаса младших школьников

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Работа над обогащением словарного запаса младших школьников

Страница 2

2) хлопнуть дверью;

3) искать маму.

7. Смущаться - это. 1) передвигаться;

2) располагаться в каком-то месте;

3) стыдиться.

8. Стрижка - это. 1) жена стрижа;

2) женщина-сторож;

3) прическа.

9. Аптечка - это. 1) маленькая аптека;

2) набор лекарств для оказания пер вой помощи;

3) работница аптеки.

10. Сугроб - это. 1) большая куча снега;

2) сильный снег с ветром;

3) танцевальный шаг.

Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя.

Выделение этих слов в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера. Изучение лексики человеческих отношений даст учащимся больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических понятий, окажет благотворное влияние на формирование навыков правописания, повысит интерес к занятиям языком, позволит формировать у детей нравственные представления.

Указанные задания должны быть комплексными, чтобы заставить ребенка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.

Необходимо вводить лексику таким образом, чтобы не нарушить логики учебного процесса в целом, логики построения учебника. С этой целью Г.В. Бобровская предлагает дать учащимся дополнительные задания к упражнениям или в течение 8-10 мин проводить минутки доброты в начале урока или в конце после достижения основной цели урока по плану учителя.

Прежде чем предложить материал для работы, представим список слов, которые относятся к лексике человеческих отношений. При отборе лексического материала учитывается степень доступности и употребительности слов. Они принадлежат к числу лексем, с которыми дети так или иначе встречались в речи окружающих, в печатных источниках (в учебниках, художественной литературе, газетах и журналах), в радио - и телепередачах: верность, верный, верить; внимание, внимательный; гостеприимство, гостеприимный; гуманность, гуманный; доброта, добрый, доброжелательность, доброжелательный; доверие, доверчивый, доверять; дружба, дружный, дружить; жестокость, жестокий, ожесточиться; забота, заботливый, заботиться; ласка, ласковый, ласкать; милосердие, милосердный; ненависть, ненавистный, ненавидеть; нежность, нежный, нежить; наивность, наивный; насмешка, насмешливый, насмехаться; отзывчивость, отзывчивый, отзываться; преданность, преданный; простота, простой; равнодушие, равнодушный; тактичность, тактичный; совесть, совестливый; уважение, уважаемый, уважительный; чуткость, чуткий; человечность, человечный; честь, честный; правда, правдивый; ложь, лживый, лгать.

Предлагаем упражнения, в которых используются слова данной тематической группы.

1. Прочитайте слова.

Мороз, агроном, шофёр, доброта, уважительный, иней, заботится, комбайн, корабль, честный, инженер, равнодушие, ухаживать, внимательный.

Выполните по образцу.

Явления природы: мороз,.

Профессии: агроном,.,.

Машины: комбайн,.

Человеческие отношения: доброта,.

К слову доброта подберите однокоренные слова. Кого называют равнодушным человеком? Послушайте рассказ.

Жила в селе бабушка Арина. Такая старая, что никто не помнил, сколько ей лет. У бабушки два соседа - оба трактористы. У одного дочь Галя, семиклассница, а у другого - дочь Нина, третьеклассница.

Однажды спросила Нина у бабушки:

Бабушка, когда Ваш день рождения?

Завтра, детка, - ответила бабушка. Дождалась Нина утра, нарвала цветов и несет бабушке. А Галя спрашивает:

Куда ты несешь цветы?

Бабушке Арине. Сегодня ее день рождения.

Засмеялась Галя и говорит:

А разве она твоя бабушка? Почему ты чужую бабушку поздравляешь с днем рождения?

Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением:

А разве может быть ничья бабушка? (По В.А. Сухомлинскому.)

Что можно сказать о девочках?

Запись в словарики.

Равнодушный - безразличный, безучастный к людям, окружающему.

2. Прочитайте. На какие вопросы отвечают слова в каждом столбике? Что они обозначают?

Д…бр…та, об…зательный, б…л…годарность, вр…ждебный, п…з…ботился, оск…рбить.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Вопросы общей организации труда учителя в школе
Учитель работает в коллективе, следовательно, усовершенствование его деятельности в первую очередь связано с обшей организацией труда в школе. Успех в решении этого вопроса приходит тогда, когда руководители школы, весь педагогический коллектив глубоко осознают, что ведущим направлением научной орг ...

Технология воспитательной работы с коллективом класса
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Наиболее существенные и важные компоненты вос ...

Организационно – педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивации в развитии креативности у школьников
Организационно-педагогические условия – это совокупность взаимосвязанных мер обеспечивающих целенаправленное управление образовательным процессом. В соответствии с принципом динамизма система организационных условий направлена на обеспечение развития образовательного процесса и включает в себя: пла ...

Навигация