Работа над обогащением словарного запаса младших школьников

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Работа над обогащением словарного запаса младших школьников

Страница 2

2) хлопнуть дверью;

3) искать маму.

7. Смущаться - это. 1) передвигаться;

2) располагаться в каком-то месте;

3) стыдиться.

8. Стрижка - это. 1) жена стрижа;

2) женщина-сторож;

3) прическа.

9. Аптечка - это. 1) маленькая аптека;

2) набор лекарств для оказания пер вой помощи;

3) работница аптеки.

10. Сугроб - это. 1) большая куча снега;

2) сильный снег с ветром;

3) танцевальный шаг.

Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя.

Выделение этих слов в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера. Изучение лексики человеческих отношений даст учащимся больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических понятий, окажет благотворное влияние на формирование навыков правописания, повысит интерес к занятиям языком, позволит формировать у детей нравственные представления.

Указанные задания должны быть комплексными, чтобы заставить ребенка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.

Необходимо вводить лексику таким образом, чтобы не нарушить логики учебного процесса в целом, логики построения учебника. С этой целью Г.В. Бобровская предлагает дать учащимся дополнительные задания к упражнениям или в течение 8-10 мин проводить минутки доброты в начале урока или в конце после достижения основной цели урока по плану учителя.

Прежде чем предложить материал для работы, представим список слов, которые относятся к лексике человеческих отношений. При отборе лексического материала учитывается степень доступности и употребительности слов. Они принадлежат к числу лексем, с которыми дети так или иначе встречались в речи окружающих, в печатных источниках (в учебниках, художественной литературе, газетах и журналах), в радио - и телепередачах: верность, верный, верить; внимание, внимательный; гостеприимство, гостеприимный; гуманность, гуманный; доброта, добрый, доброжелательность, доброжелательный; доверие, доверчивый, доверять; дружба, дружный, дружить; жестокость, жестокий, ожесточиться; забота, заботливый, заботиться; ласка, ласковый, ласкать; милосердие, милосердный; ненависть, ненавистный, ненавидеть; нежность, нежный, нежить; наивность, наивный; насмешка, насмешливый, насмехаться; отзывчивость, отзывчивый, отзываться; преданность, преданный; простота, простой; равнодушие, равнодушный; тактичность, тактичный; совесть, совестливый; уважение, уважаемый, уважительный; чуткость, чуткий; человечность, человечный; честь, честный; правда, правдивый; ложь, лживый, лгать.

Предлагаем упражнения, в которых используются слова данной тематической группы.

1. Прочитайте слова.

Мороз, агроном, шофёр, доброта, уважительный, иней, заботится, комбайн, корабль, честный, инженер, равнодушие, ухаживать, внимательный.

Выполните по образцу.

Явления природы: мороз,.

Профессии: агроном,.,.

Машины: комбайн,.

Человеческие отношения: доброта,.

К слову доброта подберите однокоренные слова. Кого называют равнодушным человеком? Послушайте рассказ.

Жила в селе бабушка Арина. Такая старая, что никто не помнил, сколько ей лет. У бабушки два соседа - оба трактористы. У одного дочь Галя, семиклассница, а у другого - дочь Нина, третьеклассница.

Однажды спросила Нина у бабушки:

Бабушка, когда Ваш день рождения?

Завтра, детка, - ответила бабушка. Дождалась Нина утра, нарвала цветов и несет бабушке. А Галя спрашивает:

Куда ты несешь цветы?

Бабушке Арине. Сегодня ее день рождения.

Засмеялась Галя и говорит:

А разве она твоя бабушка? Почему ты чужую бабушку поздравляешь с днем рождения?

Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением:

А разве может быть ничья бабушка? (По В.А. Сухомлинскому.)

Что можно сказать о девочках?

Запись в словарики.

Равнодушный - безразличный, безучастный к людям, окружающему.

2. Прочитайте. На какие вопросы отвечают слова в каждом столбике? Что они обозначают?

Д…бр…та, об…зательный, б…л…годарность, вр…ждебный, п…з…ботился, оск…рбить.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Коррекция фонетической стороны речи у детей с двуязычием
Как отмечают исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей (И.А. Гаджиев, Р.А. Аязбекова, Н.М. Филимошкина и др.), недоразвитие фонетический стороны речи у ребенка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. П ...

Классификация дидактических игр
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В разных сборниках у ...

Внеклассная деятельность младших школьников
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала ...

Навигация