Особенности формирования психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Материалы о педагогике » Особенности формирования психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Проблема готовности к школе в психологии и педагогике не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах Г. Гетпера (1936), А. Керна (1954), С. Штребела (1957), Я. Штрасека (1970). Однако узость этих исследований заключается в том, что в их рамках в основном осуществлялось создание тестов для определения особенностей развития тех или иных психических процессов ребенка и их характеристик (объема, концентрации, активности, мобилизации) готовящегося в школу.

На основании подобных работ в зарубежной педагогической практике велся поиск индивидуальных путей обучения детей и поиск наиболее оптимальных средств развития их интеллектуальных способностей.

В гораздо меньшей степени эти исследования ориентированы на теорию вопроса, в отличии от отечественных психологов, в работах которых содержится глубокая теоретическая проработка проблемы готовности к школе, идущая их трудов Л.С.Выготского, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, И.Г.Салмина, Е.Е.Кравцова.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости, по которым и судят о психологической готовности ребенка к обучению: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. И, соответственно, в направлении развития личности ребенка предшкольного возраста педагоги должны развивать три линии: линию формирования произвольности поведения; линию овладения средствами и эталонами познавательной деятельности; линию перехода от эгоцентризма к децентрации.

Современный психологический словарь на основе обобщения педагогического опыта решения этой проблемы пришел к следующей формулировке психологической готовности к школьному обучению. Под ней понимается комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Данное определение не претендует на завершенность, но при этом многие авторы, занимающиеся данной проблемой едины во мнении, что составляющие комплекса психологической готовности едины. Это, прежде всего, положительное отношение к учению и учебной деятельности; достаточно высокий уровень развития произвольности поведения; наличие определенного запаса знаний, умений и навыков; определенный уровень развития познавательных процессов; социальная зрелость.

В отечественной педагогической практике и теории широко рассмотрен вопрос процесса перехода от дошкольного мировоззрения к мировоззрению начального школьника, описаны потенциальные возможности старших дошкольников. Однако особого внимания требует вопрос об особенностях психологической готовности отдельного ребенка к переходу в новую социальную ситуацию развития. Незнание или только поверхностное представление педагогов начальной школы о особенностях психического развития ребенка старшего дошкольного возраста и вызывает многочисленные проблемы у первоклассников. Важнейшими из них, по мнению Д.Б.Эльконина, Л.И.Айдарова, А.К.Дусовицкого, являются потеря интереса к учебной деятельности, застревание на определенной стадии развития, психологическая регрессия к более примитивным стадиям развития или развитие школьных неврозов. Вот именно поэтому в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений обязательным компонентом является не только техническая подготовка детей к поступлению в школу (расширение потенциала их знаний, тренировка технических навыков использования письменных принадлежностей, отработка навыков механического чтения и т.п.), но и глубокое изучение и исследование психологических особенностей каждого отдельного ребенка на стадии перехода к школьному обучению.

Эта проблема поднимает за собой целый ряд сопредельных и малоизученных вопросов,: каким образом должны отслеживаться особенности психического развития старших дошкольников, каков оптимальный набор инструментария для его отслеживания, в какой форме необходимо предоставлять информацию в школу об особенностях психологической готовности ребенка к обучению. Комплекс этих аспектов составил проблему исследования. Изложенные выше соображения определили актуальность работы и позволили выделить цель, объект и предмет исследования.

В качестве цели исследования было выбрано выявление индивидуальных особенностей психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Объект исследования составил процесс психологической подготовки старших дошкольников в условиях типового дошкольного образовательного учреждения к переходу на обучение в школе.

В качестве предмета исследования выступили особенности психологической готовности к обучению в школе.

Для достижения цели необходимо решить ряд практических задач:

- провести анализ теоретических источников по проблеме;

- проанализировать составляющие компоненты психологической готовности к обучению в школе;

- рассмотреть проблему психологической готовности к школьному обучению;

- применить в процессе психологической подготовки дошкольников методики, использующиеся в практике дошкольных учреждений и дать анализ их использования.

Практическая значимость состоит в подборе методик, направленных на исследование особенностей психологической готовности к обучению в школе и методик, позволяющих формировать эту готовность.

Методы исследования: констатирующий эксперимент, беседа, наблюдение, анализ психолого-педагогической литературы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и опытно-экспериментальной части, рекомендаций для родителей, педагогов, заключения, приложения, библиографии.

Материалы по педагогике:

Навигация