Понятие психологической готовности к обучению в школе и подходы к его определению в психолого-педагогической литературе

Материалы о педагогике » Особенности формирования психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе » Понятие психологической готовности к обучению в школе и подходы к его определению в психолого-педагогической литературе

Страница 2

Интеллектуальная готовность. Этот компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным воспитанием, Элементами к изучению теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

- дифференцированное воспитание;

- аналитическое мышление ( способность постижение основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к действиям (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений руки и зрительно- двигательных координаций.

3. Социально-психологическая готовность. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, в который дети заняты общим делами, ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Однако в практике психологов активно используются и другие подходы к определению классификации критериев психологической готовности к обучению. Так, к примеру, Т.Галахова предлагает структурировать их в следующей последовательности:

- мотивационная готовность;

- волевая готовность;

- социально-педагогическая готовность;

- умственная готовность;

- учебные навыки – т.е. сформированность умения учиться;

с нашей точки зрения подобная классификация является лишь более структурированным вариантом предыдущей классификации, что более примерно в практической деятельности тех специалистов, которые сталкиваются с проблемами диагностики готовности к школьному обучению (воспитатели старших и подготовительных к школе групп, психологи дошкольных и начальных школьных учреждений, учителя начальных классов, методисты ДОУ, специальные педагоги).

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что большинство отечественных специалистов дошкольного воспитания в качестве важнейшего новообразования дошкольного детства выделяют готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, она обеспечивает переход к позиции школьника (А.Н.Леонтьев). Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», - то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность – учебную.

Степень готовности к школьному обучению – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка (Д.Б.Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность.

Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перестройке всего образа жизни.

Новая внутренняя позиция школьника, как указывают Д.Б.Эльконин, Н.Л.Кряжева, Е.А.Нефедова, О.В.Узорова и др. возникает к 7 годам. В широком смысле ее можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу»). Это отношение к поступлению в школу и пребывание в ней как к естественному и необходимому событию в жизни, когда ребенок не мыслит себя вне школы и понимает необходимость учения. Он проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию знаний, предпочитая уроки грамоты и счета занятиям дошкольного типа (рисованию, пению и пр.). Ребенок отказывается от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения. Он предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома, положительно относится к дисциплине, предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки достижений (отметки) другим видам поощрения (сладостям, подаркам). Он признает авторитет учителя (Т.А.Нежнова).

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Игра-соревнование «Математический турнир»
Математический турнир является одной из форм командных соревнований. Основным содержанием турнира является решение разнообразных задач. Описанная игра-соревнование может найти широкое применение в учебной работе по математике в 5–7-х классах (по усмотрению организатора могут быть внесены изменения: ...

Классификация деловых игр
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них. «В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управле ...

Проблема образа в образовании
Из всего, что говорилось выше, наиболее острой и важной для нас представляется проблема отбора и работы с опорными образами-моделями, их «природосовместимости». Здесь многое остаётся неясным: и принципы отбора образов, и их иерархия (если она есть), и использование одних и тех же опорных образов дл ...

Навигация