Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста

Страница 1

Дошкольный возраст- период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста в психолого-педагогической литературе очень разнятся между собой. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре « более велики, чем в какой-либо сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания ( взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во- вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Например, по данным австрийских психологов, записывающих на магнитофон разговоры детей друг с другом и со взрослыми, пятилетний ребенок произносит около 11 тысяч слов в день .

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие-развитие значений слов. Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименований с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Это объясняется тем, что дети не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3-5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. Наиболее правильно дошкольники понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются ( кукла, барабан, лейка, игрушка, одежда) . Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Н.Х Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками:

1.Прежде всего, в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. Поэтому ребенок ищет в значении слова буквальное отражение явления , к которому относится слово.

2. Малыш ищет непосредственную связь между звучанием и значением слова, « бунтует» против немотивированного сочетания звуков в слове. Этим объясняется потребность дошкольника видоизменять звуковую форму слова. Ребенок как бы в самом звуке ищет значение слова.

3.В значение слова ребенок вкладывает живой, осязаемый образ.

4.Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам, которые он произносит: летчика называют «самолетчик».

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу, Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение « он с петухами спать ложится », ребенок возражает : « Нет , они заклюют»).

Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира « значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное. Он показал, что на разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5-6 лет- системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи. Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности , растет и ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общения. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Общая характеристика развития речи у учащихся младших классов, имеющих нарушения интеллекта
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни их них относительно ...

Дидактические проблемы применения средств новых информационных технологий в системе дистанционного обучения
Новые информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач: изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования; представлять в удобном ...

Психолого-педагогические особенности развития личности в ранней юности
Старший школьный возраст относят к ранней юности, характеризующейся наступлением физической и психической зрелости. В этот период происходит физиологическое созревание организма, ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы, что обеспечивает приток крови ко всем частям организма. ...

Навигация