Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста

Страница 2

К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько , что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно , как отмечала А.В.Захарова «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря. Вместе с тем семантическое и, частично, грамматическое развитие остается еще далеко не завершенным».

Более подробно остановимся на развитии словаря детей средней группы.

Возраст 4 – 5 лет находится на рубеже между двумя пределами дошкольного возраста – младшим и старшим, его можно назвать средним дошкольным возрастом.

В процессе развития он в значительно большей степени приближается к старшему возрасту и в меньшей – сохраняет черты младшего. В борьбе старых черт с новыми, составляющей сущность развития, соотношение между отдельными сторонами личности претерпевает глубокие изменения. Эти изменения накладывают печать своеобразия на весь облик 4 – 5 летнего ребёнка.

В это время у ребенка быстро развивается способность к обобщению. М.М. Кольцова , выделяя четыре ступени в овладении словом как сигналом, считает, что последняя ступень приходится на пятый год жизни. Здесь сигнальное значение слова становится очень широким. Дети производят обобщения по характерным признакам. Чаще всего такими признаками являются действие или назначение предмета.

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В психологической литературе указывается, что в течение пятого года жизни значительно увеличивается словарный запас детей. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Известный исследователь детской речи А.Н.Гвоздев отмечает появление на пятом году жизни первых попыток осмыслить значения и дать им этимологическое объяснение.

Увеличение активного словаря (от 2000 до 2500 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста всё чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребёнок, кроме основных цветов, называет дополнительные – голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Всё шире ребёнок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако последние ребёнок употребляет ещё очень редко.

Исследования В. И.Яшиной показали, что у детей среднего дошкольного возраста были обнаружены очень большие индивидуальные различия в представления и лексике. Ученый отмечает, что «характерной чертой многих представлений является недостаточная четкость и дифференцировка. Наблюдается значительная разница представлений и соответствующей им лексики. Причем этот разрыв отмечается главным образом в направлении отставания объема словаря от роста представлений ».

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Понятие психолого-педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика - это система, в основу которой положены психолого-педагогические теории, методологии и методики, позволяющие дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, достигнутого индивидом или гр ...

Педагогические технологии
Для успешного развития личности школьника в сфере физической культуры невозможно без широкого использования современных педагогических технологий в образовательном (воспитательном) процессе (ИКТ, проектные, исследовательские, развивающего обучения и др.). В процессе обучения учащихся и формирования ...

Деловая игра как метод исследования в психологии
Для психологического исследования оказывается крайне важным тот факт, что в деловых или имитационных играх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация и деятельность человека в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс деловых игр) воспроизводит взятые из действи ...

Навигация