Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста

Страница 2

К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько , что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно , как отмечала А.В.Захарова «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря. Вместе с тем семантическое и, частично, грамматическое развитие остается еще далеко не завершенным».

Более подробно остановимся на развитии словаря детей средней группы.

Возраст 4 – 5 лет находится на рубеже между двумя пределами дошкольного возраста – младшим и старшим, его можно назвать средним дошкольным возрастом.

В процессе развития он в значительно большей степени приближается к старшему возрасту и в меньшей – сохраняет черты младшего. В борьбе старых черт с новыми, составляющей сущность развития, соотношение между отдельными сторонами личности претерпевает глубокие изменения. Эти изменения накладывают печать своеобразия на весь облик 4 – 5 летнего ребёнка.

В это время у ребенка быстро развивается способность к обобщению. М.М. Кольцова , выделяя четыре ступени в овладении словом как сигналом, считает, что последняя ступень приходится на пятый год жизни. Здесь сигнальное значение слова становится очень широким. Дети производят обобщения по характерным признакам. Чаще всего такими признаками являются действие или назначение предмета.

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В психологической литературе указывается, что в течение пятого года жизни значительно увеличивается словарный запас детей. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Известный исследователь детской речи А.Н.Гвоздев отмечает появление на пятом году жизни первых попыток осмыслить значения и дать им этимологическое объяснение.

Увеличение активного словаря (от 2000 до 2500 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста всё чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребёнок, кроме основных цветов, называет дополнительные – голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Всё шире ребёнок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако последние ребёнок употребляет ещё очень редко.

Исследования В. И.Яшиной показали, что у детей среднего дошкольного возраста были обнаружены очень большие индивидуальные различия в представления и лексике. Ученый отмечает, что «характерной чертой многих представлений является недостаточная четкость и дифференцировка. Наблюдается значительная разница представлений и соответствующей им лексики. Причем этот разрыв отмечается главным образом в направлении отставания объема словаря от роста представлений ».

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Создание и развитие системы начального музыкального образования
Принципиально новые задачи в области обучения и просвещения, возникшие после Октябрьской революции, и коренные изменения в системе общего образования, в направленности и методах обучения и воспитания сказались, естественно, на работе музыкальной школы. В полной мере открыть доступ трудящимся к музы ...

Психолого-педагогические основы применения средств наглядности обучения
Любые технические средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае если учитель хорошо себе представляет и понимает психологические основы их применения. Ученики по-разному относятся к использованию технических средств на уроках. Одним это очень нравится: ...

Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи
Данные состояния неречевых предпосылок овладения письмом детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице № 1. Они показывают, что в ЭГ несформированность данных предпосылок составляет 51,5 %, а в КГ - 28,3% (диаграмма №). Диаграмма № Характеристика несформированности неречевых предпосыло ...

Навигация