Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста

Страница 2

К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько , что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно , как отмечала А.В.Захарова «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря. Вместе с тем семантическое и, частично, грамматическое развитие остается еще далеко не завершенным».

Более подробно остановимся на развитии словаря детей средней группы.

Возраст 4 – 5 лет находится на рубеже между двумя пределами дошкольного возраста – младшим и старшим, его можно назвать средним дошкольным возрастом.

В процессе развития он в значительно большей степени приближается к старшему возрасту и в меньшей – сохраняет черты младшего. В борьбе старых черт с новыми, составляющей сущность развития, соотношение между отдельными сторонами личности претерпевает глубокие изменения. Эти изменения накладывают печать своеобразия на весь облик 4 – 5 летнего ребёнка.

В это время у ребенка быстро развивается способность к обобщению. М.М. Кольцова , выделяя четыре ступени в овладении словом как сигналом, считает, что последняя ступень приходится на пятый год жизни. Здесь сигнальное значение слова становится очень широким. Дети производят обобщения по характерным признакам. Чаще всего такими признаками являются действие или назначение предмета.

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В психологической литературе указывается, что в течение пятого года жизни значительно увеличивается словарный запас детей. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Известный исследователь детской речи А.Н.Гвоздев отмечает появление на пятом году жизни первых попыток осмыслить значения и дать им этимологическое объяснение.

Увеличение активного словаря (от 2000 до 2500 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста всё чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребёнок, кроме основных цветов, называет дополнительные – голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Всё шире ребёнок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако последние ребёнок употребляет ещё очень редко.

Исследования В. И.Яшиной показали, что у детей среднего дошкольного возраста были обнаружены очень большие индивидуальные различия в представления и лексике. Ученый отмечает, что «характерной чертой многих представлений является недостаточная четкость и дифференцировка. Наблюдается значительная разница представлений и соответствующей им лексики. Причем этот разрыв отмечается главным образом в направлении отставания объема словаря от роста представлений ».

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена
Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребенка-полувзрослого». Возраст от 10–11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5–8 классов. У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реаль ...

Рекомендации для социального педагога в работе с детьми с отклоняющимся поведением
Социальному педагогу необходимо использовать разнообразные формы психопрофилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально - важным навыкам; организация деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; миними ...

Фopмиpoвaниe учeбнo-пoзнaвaтeльнoй кoмпeтeнтнocти oбучaющихcя пpи изучeнии тeмы «Oбpaбoткa тeкcтoвoй инфopмaции»
В тeмe «Oбpaбoткa тeкcтoвoй инфopмaции» в шкoльнoм куpce инфopмaтики изучaютcя cлeдующиe вoпpocы: · хapaктepиcтики aппapaтных cpeдcтв; · cpeдa тeкcтoвoгo peдaктopa; · peжимы paбoты; · кoмaнды paбoты c тeкcтoвым peдaктopoм; · дaнныe, oбpaбaтывaeмыe тeкcтoвым peдaктopoм. Дaннaя тeмa являeтcя, кaк пpa ...

Навигация