Этапы изучения алгоритма в школе

Страница 1

Следует различать 2 смысла, в котором может употребляться выражение «алгоритмизация обучения».

Под алгоритмизацией обучения понимают алгоритмизацию деятельности учителя; составление и использование алгоритмов обучения.

Алгоритмизация деятельности учащихся, то есть не что иное, как обучение алгоритмам.

Открытие алгоритмов решения математических задач привело к коренному изменению в практике обучения математике: алгоритмам стали учить, и это во много раз облегчило и ускорило овладение этим предметом. В то же время учебный процесс ни в коем случае не должен и не может быть сведён только к обучению алгоритмам.

В обучении учащихся алгоритмам можно идти разными путями:

Давать учащимся алгоритм в готовом виде. Такой путь не является лучшим, но позволяет экономить время.

Гораздо более ценно, когда ученик открывает соответствующие алгоритмы сам или с помощью учителя.

Подбор учителем таких упражнений и задач в ходе решения, которых у учащихся будут формироваться нужные системы операций.

Формирование алгоритмического процесса идёт более успешно, когда эти различные пути соединяются.

При формировании алгоритма выделяют три основных этапа [26]:

I. Введение алгоритма. Этот этап подразумевает следующее:

Актуализация знаний, необходимых для введения и обоснования алгоритма.

Открытие алгоритма учащимися под руководством учителя.

Формулировка алгоритма.

II.Усвоение

Отработка отдельных операций, входящих в алгоритм и усвоение их последовательности.

III.Применение алгоритма.

Отработка алгоритма в знакомой и незнакомой ситуациях.

Выделенные этапы будут проиллюстрированы во второй главе работы.

Таким образом, применение алгоритмического метода при обучении математике устраняет главный недостаток учебников: процесс мыслительной деятельности расчленяется на определённое число достаточно простых элементарных операций, усвоения и понимания которых для учащихся будет менее трудоёмко.

Часть 2

1 Особенности изучения темы «Неравенства» в школьном курсе математики

Материал, связанный с неравенствами, составляет значительную часть школьного курса математики. Неравенства используются в различных разделах математики, при решении важных прикладных задач.

Неравенства сами по себе представляют интерес для изучения, так как именно с их помощью на символьном языке записываются важные задачи познания реальной действительности. Как в самой математике, так и в её приложениях с неравенствами приходится сталкиваться не менее часто, чем с уравнениями. Тема “Неравенства” связана со всеми темами курса алгебры. Например, неравенства используются при изучении свойств функции (нахождение промежутков знакопостоянства функции, определение монотонности и др.)

До прихода в школу дети приобретают опыт в обращении с понятиями «больше», «меньше», «не равны». Поэтому пропедевтическое изучение неравенств должно осуществляться совместно с изучением уравнений.

С соотношениями «больше», «меньше» между числами и знаками этих отношений дети знакомятся уже в 1 классе при изучении чисел первого десятка. В начальной школе дети должны научиться сравнивать уже простейшие числовые выражения, например, такие как: а+3 и а+1.

В начальной школе начинается и решение простейших неравенств, хотя термины «решение неравенства» и «решить неравенство» ещё не вводится. Приведём пример задания, предлагаемого в начальной школе.

Записать несколько значений букв, при которых верно неравенство х<9.

В 5 классе изучается сравнение натуральных, десятичных дробей.

Например, сравните многозначные натуральные числа 3421 и1803

Результат сравнения записывается в виде неравенства с помощью

Знаков « > » и « < » .

В 6 классе для установления отношений «больше», «меньше» на множестве рациональных чисел вводится понятие модуля числа. В связи с этим рассматриваются неравенства вида |х|≤а, |х-b|<b, |х-a|≤b. Их решения осуществляются с помощью числовой оси.

Тема “Неравенства” систематически изучается в 7-8 классах. В неё включены следующие разделы: «Числовые неравенства и их свойства», «Почленное сложение и умножение числовых неравенств», «Линейное неравенство с одной переменной», «Система линейных неравенств с одной переменной».

В 8 классе начинается изучение различных способов доказательства неравенств. С целью повышения доступности материала рассматриваются главным образом такие доказательства, которые ограничиваются методом сравнения с нулём разности левой и правой частей неравенств. В связи с решением линейных неравенств с одной переменной даётся понятие о числовых промежутках, появляются и вводятся соответствующие обозначения. При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание надо уделять отработке умения решать простейшие неравенства вида ах<b.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Работа над усвоением словарных слов
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективны ...

Организация профилактической работы в школе
По мнению Левина Б.М., в последнее время наркомания и алкоголизм молодеют. Для начала профилактики важно знать, почему подростки начинают злоупотреблять вредными привычками. Учёные выделяют следующие причины, которые связаны с психологией подростка: Кризис взросления. Ребёнок начинает чувствовать с ...

Социализация детей с нарушением слуха в условиях дошкольного образовательного учреждения
Первый этап опытно-экспериментальной работы включает диагностические мероприятия по выше приведенным методикам. Диагностика методом опроса беседы показала следующие результаты: Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 12 (42,8%) ребят. Определил ...

Навигация