Глубокий исследователь научного наследия и деятельности С.Т. Шацкого Ф.А. Фрадкин выделяет три этапа его сложившейся в 20-е гг. педагогической технологии.
Первый этап — анализ и систематизация жизненного опыта ребенка, полученного из социума и переработанного им. По мнению Шацкого, это — пропущенное сквозь личность отражение реальной действительности. Педагог обязан знать этот опыт, поскольку без него он не может эффективно конструировать способы воспитательного воздействия на ребенка. Пережитый опыт помогает понять и почувствовать особенности освоения окружающего мира детьми.
Методами исследования жизненного опыта детей служили социально-педагогические, педологические и статистические исследования, которые дополнялись и углублялись детскими сочинениями, анкетами, беседами с родителями. С.Т. Шацкий был убежден, что эффективность работы школы определяется прежде всего глубоким и содержательным анализом «обратных связей», принципиальной направленностью воздействий и корригированием учебно-воспитательной деятельности в соответствии с полученными данными. Учитель должен, утверждал С.Т. Шацкий, внимательно вглядываться в окружающую ребенка жизнь, оценивать ее, чтобы из всех сложных и разнообразных влияний отбирать наиболее эффективные. Усиливая позитивные и нейтрализуя негативные воздействия, педагог может способствовать формированию ценных качеств личности. «Поэтому школа должна быть центром, пунктом, куда педагоги приносят результаты своей работы с детьми, — писал Шацкий, — а работа педагога должна идти и вне школы, — в семье, на улице — везде, где протекает жизнь ребенка».
Важная задача второго этапа — систематизация жизненного опыта ребенка, развитие и обогащение его мировоззрения, введение в систему культурных ценностей и ориентации.
Основным содержанием этого этапа педагогической технологии выступает связь ребенка в семье и в школе с достижениями науки в области охраны здоровья, научной организации труда, рационализации умственной и физической деятельности.
Сущность третьего этапа педагогической технологии составляет трансформация полученных учеником знаний в жизненную практику. В Первой опытной станции дети учились выращивать ценные сорта картофеля, редиса, брюквы, подсчитывали эффективность производства сельскохозяйственной продукции, учились координировать свою работу.
Ф.А. Фрадкин констатирует эволюционность педагогической технологии С.Т. Шацкого. Новая модификация педагогической технологии 20-х гг. была детерминирована теми противоречивыми социально-политическими процессами, которые складывались в стране в конце 20-х — начале 30-х гг. Однако, как указывает Фрадкин, и она «не была приспособлена к работе в таких условиях. Тоталитарная организация промышленности и сельского хозяйства требовали совершенно другой технологии». В 1932 г. Станислава Теофиловича Шацкого отстранили от руководства опытной станцией. А еще 2 года спустя он скоропостижно скончался в возрасте 56 лет.
Прогрессивные идеи русской и зарубежной педагогики были ассимилированы в педагогической технологии Н.И. Поповой и воплощены ею в «Школе жизни», теоретической базой служила широко распространенная в начале 20-х гг. концепция «иллюстративной школы».
Понятие «школа» рассматривалось Н.И. Поповой достаточно традиционно: первоочередными считались задачи образования, а окружающая действительность служила базой для применения полученных знаний или подтверждением их объективности. Однако Н.И. Попова и ее единомышленники в центр педагогической технологии поставили проблему организации познавательной деятельности ребенка, в процессе которой он занял бы активную позицию исследователя. Содержание этой деятельности определялось одновременно учебными программами, интересами и потребностями ребенка. Различные виды деятельности (трудовая, игровая, творческая и др.) служат базой для реализации познавательной деятельности ребенка. Функция учителя — быть в первую очередь не столько транслятором знаний, сколько организатором деятельности детей. Взаимоотношения его с детьми принимают характер сотрудничества в различных областях жизнедеятельности.
Исследователь названной педагогической технологии Л.И. Богомолова выделяет и характеризует следующие ее элементы:
Организация исследовательской деятельности как ведущий элемент технологии. Ребенок ставился в позицию исследователя окружающей жизни, самостоятельно организовывая экскурсии в различные учреждения, такие как кооператив, почтовое отделение и почтамт, хлебопекарня. На следующий год задания усложнялись — исследовались железнодорожные учреждения: вокзал, депо, мастерские, завод и т. д. Старшая группа налаживала связь с Университетом трудящихся Востока, якутской дипломатической миссией и др. Для школы второй ступени связи еще более усложнялись. Ученики посещали и исследовали окрестные деревни, изучали быт, хозяйство, суеверия, обычаи, присутствовали на сходках, ездили в уездный город и обследовали административные здания, кооперативные организации, посещали заседания суда.
Материалы по педагогике:
Гигиена «физкультурной» семьи
Чтобы занятия физкультурой и спортом в семье приносили максимум пользы, укрепляли здоровье и физически развивали ее членов, необходимо строгое соблюдение гигиенических требований. Они сводятся к выполнению всеми членами семьи режима труда и отдыха, правил личной гигиены, к организации рационального ...
Традиционные и современные методы устранения заикания
Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных традиционных и современных методов преодоления этого заболевания. Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного понимания ими этого нарушения речи. Многочисленность м ...
Знакомство ребенка со сказкой
Знакомство ребёнка со сказкой начинаются с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости ...