В психологии выделяют несколько видов отклонений в эмоциональном развитии ребенка, такие как застенчивость, тревожность, страхи.
Застенчивые дети очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Застенчивый ребенок знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Таких детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Они часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми.
Застенчивость опасна тем, что в старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере.
Застенчивость может сопровождаться повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 10-20% случаев у таких детей бывают страхи темноты, одиночества, могут быть замкнуты.
Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но все выраженные таланты таких детей блокированы комплексов неуверенности в себе, внутреннем напряжении в общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие – проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.
Застенчивость «читается» по внешним признакам:
- покраснение лица;
- потливость;
-дрожь;
- учащенное сердцебиение;
- стесненное дыхание;
- опущенные вниз глаза;
- тихий голос;
- скованность мышц и движений.
Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.
По определению С.С. Степанова «тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».
Несмотря на внешнюю «бесчувственность», тревожные дети испытывают бурю эмоций, но не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т. д.).
Ребенок с тревожностью, как правило, обладает большинством из следующих характеристик:
- любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство;
- во время выполнения заданий или попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);
- беспокойно спит, жалуется на страшные сны;
- у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться, когда он волнуется;
- плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;
- не уверен в себе, в своих силах, ожидает неудач в деятельности;
- старается скрыть свои проблемы и тревогу.
Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.
Материалы по педагогике:
Рекомендации для педагогов по
формированию психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях: - поставить цель; - принять решение; - наметить план действий; - исполнить намеченный план; - проявить усилие в случае возникновения препятствий; - оценить результат своего действ ...
Исследование социально-психологической адаптации первоклассников
Цель исследования: установление уровня адаптированности учащихся к обучению в школе. Методика: проективный рисунок «Школа». Первоклассникам были розданы листы формата А 4 и цветные карандаши с просьбой изобразить школу. Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записывались на обратной ...
Как возникло и развивалось оригами
История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Археологи утверждают, что в III–IV веках до н.э. уже находят материалы, которые можно рассматривать ка ...