Характеристика детей с отклонениями в эмоциональном развитии

Страница 1

В психологии выделяют несколько видов отклонений в эмоциональном развитии ребенка, такие как застенчивость, тревожность, страхи.

Застенчивые дети очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Застенчивый ребенок знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Таких детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Они часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми.

Застенчивость опасна тем, что в старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере.

Застенчивость может сопровождаться повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 10-20% случаев у таких детей бывают страхи темноты, одиночества, могут быть замкнуты.

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но все выраженные таланты таких детей блокированы комплексов неуверенности в себе, внутреннем напряжении в общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие – проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

Застенчивость «читается» по внешним признакам:

- покраснение лица;

- потливость;

-дрожь;

- учащенное сердцебиение;

- стесненное дыхание;

- опущенные вниз глаза;

- тихий голос;

- скованность мышц и движений.

Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.

По определению С.С. Степанова «тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».

Несмотря на внешнюю «бесчувственность», тревожные дети испытывают бурю эмоций, но не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т. д.).

Ребенок с тревожностью, как правило, обладает большинством из следующих характеристик:

- любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство;

- во время выполнения заданий или попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);

- беспокойно спит, жалуется на страшные сны;

- у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться, когда он волнуется;

- плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;

- не уверен в себе, в своих силах, ожидает неудач в деятельности;

- старается скрыть свои проблемы и тревогу.

Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Методы изучения литературы в школе. Использование схем-опор на уроках литературы в школах V вида
Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы, вызывает оживленные споры и давно является объектом пристального внимания не только педагогов – словесников, но и литературоведов, психологов, представителей других научных дисциплин. К сожалению, вопрос о принципах пр ...

Изучение особенности развития словаря у детей средней группы
Изучение особенностей развития словаря детей средней группы проводилось в ГОУ № 835 Южного округа г. Москвы. В исследовании участвовало 19 детей. Нами были поставлены следующие задачи : 1.Изучить знание названий предметов и их частей. 2.Умение подбирать глаголы, связанные с движением и состоянием, ...

Ведущие формы методической работы в детском дошкольном учреждении
Одной из ведущих форм является педагогический совет, который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой, школой мастерства и трибуной педагогического опыта. Заведующий, являясь председателем педсовета, организует его работу ...

Навигация